Микромир под микроскопом. Как работает микроскоп Работа с микроскопом по биологии




Итак, Вы приобрели свой первый в жизни микроскоп. Что же теперь с ним делать? Как использовать такой сложный инструмент? Любая работа с микроскопом начинается с его настройки.

Давайте разберемся, как правильно настроить микроскоп. Настройка микроскопа начинается с настройки столика, точнее, с настройки усилия по его перемещению. Настроить его необходимо так, чтобы во время изучения перемещение осуществлялось не слишком легко и не слишком туго.

Далее настраиваются окуляры. Обычно один из окуляров идет с регулировкой (скорее всего это будет левый окуляр), а второй без (если перед Вами бинокулярный микроскоп). Выставляем левый окуляр на значение 0 (ноль).

После этого закрываем левый глаз, а правым смотрим в правый окуляр. Добиваемся четкого изображения в правом окуляре с помощью перемещения столика. Затем закрываем правый глаз, открываем левый и настраиваем фокусировку уже с помощью вращения настройки фокусировки.

Вы также можете воспользоваться диоптрийной настройкой для того, чтобы скомпенсировать разницу зрения глаз и сфокусировать для этого один окуляр немного по-другому, чем второй.

Теперь настройте яркость лампы. Например, если Вы работаете с малым увеличением, яркость света придется убрать (уменьшить диафрагму или уменьшить накал лампы, также можно использовать нейтральный фильтр с определенным коэффициентов поглощения.

Кстати, что касается фильтров, то, стоит отметить, что например, синий фильтр позволяет повысить разрешающую способность микроскопа, однако, использовать его стоит лишь тогда, когда нам не важен цвет изучаемого препарата.

При работе с микроскопом необходимо соблюдать операции в следующем порядке:

  1. Работать с микроскопом следует сидя;
  2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало;
  3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;
  4. Открыть полностью диафрагму, поднять конденсор в крайнее верхнее положение;
  5. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения;
  6. Опустить объектив 8 х в рабочее положение, т. е. на расстояние 1 см от предметного стекла;
  7. Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения;
  8. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм;
  9. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;
  10. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;
  11. Если изображение не появилось, то надо повторить все операции пунктов 6, 7, 8, 9;
  12. Для изучения объекта при большом увеличении сначала нужно поставить выбранный участок в центр поля зрения микроскопа при малом увеличении. Затем поменять объектив на 40 х, поворачивая револьвер, так чтобы он занял рабочее положение. При помощи микрометренного винта добиться хорошего изображения объекта. На коробке микрометренного механизма имеются две риски, а на микрометренном винте — точка, которая должна все время находиться между рисками. Если она выходит за их пределы, ее необходимо возвратить в нормальное положение. При несоблюдении этого правила, микрометренный винт может перестать действовать;
  13. По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.

Микроскоп ребенку, как и взрослому необходим для того, чтобы изучить интересующий объект и получить ответы на вопросы: «какой ?», «как ?», «почему ?» и не только. Родители, постоянно слышащие от ребенка «почему листья осенью желтеют ?», «почему кузнечики трещат ?», «из чего крылышко у бабочки сделано ?» и многие другие, могут смело приобрести своему чаду микроскоп, не боясь, что покупка станет невостребованной. После этого ребенок с помощью взрослых не только найдет ответы на все интересующие его вопросы, но и научится ставить перед собой цели, делать логичные умозаключения, добиваться реальных результатов и, самое важное, быть готовым узнавать все новое и с удовольствием учиться.

Выбирая детский микроскоп , решите, для каких именно целей он будет нужен. Собираетесь рассматривать срезы в луче проникающего света – берите классический монокулярный микроскоп . Из названия ясно, что у него один окуляр, значит, смотреть нужно будет одним глазом. С одной стороны, это не очень удобно, особенно малышу – глазки быстро устают, а приобрести профессиональный навык смотреть одним глазом в микроскоп, не зажмуривая при этом второй, не так уж легко. Тем не менее, опытные биологи, постоянно работающие с микроскопом, это умеют – расслабившись и открыв оба глаза нужно сосредоточиться на изображении, которое видишь в микроскопе. Такой прием позволяет значительно уменьшить утомление, но ребенку освоить его не просто – малыши часто изо всех сил стараются зажмурить глаз, от чего сильно устают. Есть в таких микроскопах и плюс – сильное увеличение. Полутора или трехтысячекратный иммерсионный объектив вам вряд ли понадобится, работать с ним очень сложно – необходима специальная иммерсионная среда и, самое главное, опыт работы с таким увеличением, да и мембраны митохондрий и прочие детали строения клетки вряд ли заинтересуют ребенка на первых порах. Как правило, самый ходовой объектив – восьмикратный . Вместе со стандартным десятикратным окуляром получим микроскоп с восьмидесятикратным увеличением. Сменный сорокакратный объектив (суммарное четырехсоткратное увеличение) вполне удовлетворит потребности даже самого привередливого исследователя (можно рассмотреть хромосомы, подробное клеточное строение частей растений).

Если среди объектов будущих наблюдений – сравнительно крупные представители микромира (насекомые, небольшие соцветия, семена, песчинки), то остановитесь на бинокуляре . В увеличении он, конечно, уступает монокулярному прибору (максимум – стократный), зато менее требователен к источнику света и подойдет для изучения непрозрачных объектов. С точки зрения комфорта она также значительно удобнее – ребенок будет смотреть обоими глазами, нагрузка на них будет одинаковой, а, значит, и устанет малыш от наблюдений не сильно, и желание изучать окружающий мир не пропадет.

Подбирая прибор, обратите внимание на дополнительные возможности. Встроенный источник света, например, будет очень полезен – поможет лучше рассмотреть объект. Важна конструкция и расположение микровинта – на некоторых микроскопах его можно случайно задеть, изображение в этом случае легко сбивается. Наверняка при выборе прибора вы столкнетесь с цифровым микроскопом. Он во многих отношениях хорош, так как позволяет увидеть изображение микроскопируемого объекта сразу на мониторе компьютера, а, значит, и манипулировать им с помощью различных редакторов, вплоть до создания небольшого видеофильма.

Для начала работы кроме непосредственно микроскопа понадобится также другие инструменты и, конечно, микропрепараты . Желательно создать для ребенка небольшую лабораторию – это может быть просто небольшой столик, но со всем необходимым для исследования объектов микромира. Оборудовав такой уголок с микроскопом , бюксами для хранения проб, футлярами с предметными и покровными стеклами , чашками Петри для подготовки препаратов, набором пинцетов и препаровальных игл для микроманипуляций, а также закрывающимися пробирками с необходимыми реактивами, вы создадите атмосферу слегка таинственную и располагающую к захватывающим исследованиям и открытиям. Важно предусмотреть хороший источник света – не только окно, но и достаточно мощную лампу. Ребенок, занимаясь в такой «лаборатории », сможет полностью окунуться в микроскопический мир и узнать о нем массу нового.

Приступая к работе в первый раз, помогите малышу освоиться в его лаборатории. Познакомьте его с микроскопом – объясните, куда помещать и как закреплять на предметном столике объект исследования, как наводить резкость (сначала макро -, а только потом микровинтом ). Сразу называйте все вещи своими именами, чтобы малышу не нужно было позднее переучиваться. Важно также приучить ребенка содержать его исследовательский уголок в порядке – это поможет серьезнее относиться к исследованиям, не превращая их в обычную игру.

Выбрать удачный первый объект исследования очень важно. Если у вас недостаточно опыта в этом деле, начните с классической луковой чешуйки. Для этого отделите у головки репчатого лука один сочный листик и, отрезав от него небольшой кусочек, подцепите с помощью пинцета с его внутренней стороны тонкую пленку. Поместите ее в центр вымытого предметного стекла с каплей чистой воды и сразу накройте сверху тоже чистым покровным стеклом . Это необходимо сделать для того, чтобы пыль и пузырьки воздуха не попали на препарат и не испортили картину. Далее препарат желательно окрасить. Краситель можно капнуть на стык покровного и предметного стекол. Такой препарат называется временным , долго он не хранится. Чтобы сделать постоянный препарат, луковую пленочку необходимо окрасить в чашке Петри, затем поместить на предметно стекло и, залив канадским бальзамом, закрыть сверху покровным стеклом. Когда бальзам застынет, его излишки обрезают лезвием. Такой препарат называется постоянным. Он может хранится неограниченно долго. Через некоторое время можно попробовать приготовить другие препараты. Необходимое условие для удачного препарата – прозрачность среза. В идеале срез должен быть толщиной в одну клетку по всей плоскости. Добиться этого в домашних условиях непросто. Лабораторный способ получения качественных срезов – на микротоме. Однако, неплохой выход – использовать лезвия от мужской бритвы. Объект (стебель или лист) помещается в разрезанную вдоль очищенную веточку бузины (ее древесина мягкая и пористая). Стараясь сделать идеально ровный и при этом максимально тонкий срез стебля (получается своего рода стружка), одновременно разрезаем и наш объект. Этот прием широко используется биологами и позволяет добиться получения срезов очень высокого качества. Полученную смесь стружки бузины и срезов объекта помещаем под самый слабый объектив и с использование пинцета и препаровальной иглы, разбираем его – бузину выкидываем, а удачные срезы переносим на чистые стекла.

Итак, готовый препарат помещается на предметный столик. Сначала настраивается свет – таким образом, чтобы препарат был ярко освещен. Работая макровинтом под самым слабым объективом, добиваемся максимально резкого изображения. Теперь нужно подвигать предметное стекло в поисках наиболее удачной картинки. Затем можно перевести микроскоп на большее увеличение и, манипулируя микровинтом, выбрать лучший вариант в фокусе.

Во время следующих занятий ребенку можно продемонстрировать живые объекты - инфузорий, амеб и дафний из воды аквариума или пруда, мелких насекомых почвы и плесневые грибы испорченного кусочка хлеба, заслуживают вашего внимания и готовые микропрепараты для микроскопа - на них можно увидеть то, что самостоятельно в бытовых условиях приготовить невозможно, например, мышечную ткань, нервные клетки или яййцеклетку. Каждый объект микроскопии интересен по-своему, а грамотно их продемонстрировать, поддерживая в ребенке интерес, задача хоть и не простая, но любому родителю под силу.

Микроскоп является одним из наиболее важных изобретений человечества, который позволил углубиться в изучение окружающего нас мира. И это невероятное открытие сделал голландский ученый Антон Ван Левенгук. Именно он стал первопроходцем в микроскопии, направив несколько линз на воду и растения и обнаружив, что при определённой установке и порядке крепления линз можно увидеть совершенно новый, скрытый от невооруженного человеческого глаза мир.

Это открытие принесло ученому всемирную славу и признание. За всю свою жизнь он сделал более трёх сотен приборов. На то время они состояли из небольшой сферической линзы, которая имела диаметр примерно в пол сантиметра, предметный столик, который с помощью винта можно было приближать и отдалять от линзы. Штатива не предусматривалось, что было неудобно, так как прибор держали в руках.

Если посмотреть на это изобретение с точки зрения современной оптики, то находку голландского ученого скорее можно отнести к сильной лупе, так как оптическая часть данного прибора имеет только одну линзу.

Постепенно микроскопы эволюционировали и стали более сильными и совершенными. Теперь с их помощью можно рассматривать даже самые маленькие частички нашего мира, клетки, вирусы, бактерии.

В работе микроскопа присутствует тот же принцип, что и в телескопе-рефлекторе. В телескопе лучи света, когда проходят через стекло или стеклянную линзу, преломляются под определённым углом. Телескоп собирает параллельные лучи воедино в точку фокуса, откуда с помощью окуляра мы можем её видеть. Что касается микроскопа , то тут очень схожий принцип действия. Сперва расходящийся пучок света становится параллельным, после чего преломляется в окуляре, чтоб наблюдающий мог разглядеть картинку.

  1. Окуляр
  2. Тубус
  3. Держатель
  4. Винт грубой фокусировки
  5. Винт точной (микрометренной) фокусировки
  6. Револьверная головка
  7. Объектив
  8. Предметный столик

  1. Осветитель
  2. Ирисовая полевая диафрагма
  3. Зеркало
  4. Ирисовая апертурная диафрагма
  5. Конденсор
  6. Препарат
  7. Увеличенное действительное промежуточное изображение препарата, образуемое объективом
  8. Увеличенное мнимое окончательное изображение препарата, наблюдаемое в окуляре
  9. Объектив
  10. Окуляр

Функциональные составные микроскопа

Данное оборудование содержит в себе три главные составные части: осветительная, воспроизводящая и визуализирующая. Осветительная составная микроскопа необходима для того, чтоб воссоздавать поток света так, чтоб другие части прибора, как можно точнее делали свою работу. Осветительная часть оборудования для проходящего светового потока находится непосредственно за препаратом, если микроскоп прямой, а если микроскоп инвертированный, то перед объектом и поверх объектива.

Осветительная составная прибора содержит в себе источник освещения, который может быть представлен лампой, или же электрическим блоком питания, а также всевозможную механическую оптику, в которую входят: конденсоры, коллекторы, полевые и апертурные регулируемые и ирисовые диафрагмы.

Воспроизводящая составная микроскопа нужна для того, чтоб воспроизводить объект непосредственно в горизонтали картинки с необходимым для рассмотрения визуальными качествами и увеличением. Это значит, что воспроизводящая составная нужна для такого отображения картинки в окуляре, какое наиболее точно и детально показывает объект с определённым разрешением для оптики микроскопа передачей цвета и контрастности.

С помощью воспроизводящей части удаётся добиться первой ступени увеличения картинки и находится она за объектом до горизонтали изображения прибора. Воспроизводящие части прибора также имеют объективы, и промежуточные системы стационарной оптики.

Сегодня это оборудование работает с помощью специальных систем объективов и оптики, которые скорректированы на отметку бесконечности. Для этого в приборах используют тубусные системы, благодаря которым параллельные лучи света, выходящие через объектив, соединяются в плоскости картинки в микроскопе.

Визуализирующие составные прибора необходимы для того, чтоб получать настоящую картинку исследуемого предмета на сетчатке, пластине, пленке, на мониторе с большой второй степенью увеличения.

Визуализирующие части в микроскопе находится между камерой или сетчаткой глаза, а также горизонталью картинки объектива. Эти части содержат в себе визуальные насадки монокулярного, бинокулярного или тринокулярного типа со специальными системами наблюдения, которые представляет собой окуляры, работающие по принципу лупы.

Помимо этого, визуализирующая часть микроскопа также содержит в себе дополнительные увеличительные системы, всевозможные насадки для проекции, включая также и дискуссионные для нескольких исследователей. Также система включает в себя приспособления для рисования, проведения анализа, а также фиксирования картинки с определёнными согласующими частями.

Главные способы работы с микроскопом


Способ светлого поля при проходящих световых лучах применяется для того, чтоб изучить прозрачные объекты с различными неоднородными составляющими. Это могут быть срезы растительной и животной ткани, отдельные минералы, а также самые простые микроорганизмы в жидкости. Конденсор, а также источник света стоят боле низко, чем предметный стол. Картинку объекта формирует световой луч, который проходит сквозь прозрачную часть и поглощается составными частями с более плотной консистенцией. Если есть необходимость увеличить контрастность картинки, то могут добавляться красители, степень концентрации которых увеличивается с плотностью участка объекта.

Светлое поле в отражающемся световом луче необходимо для того, чтоб разглядеть непрозрачные объекты, и всевозможные объекты, из которых нет возможности взять образец для создания полупрозрачных препаратов. Свет на объект исследования проходит через верх, как правило, сквозь объектив, который в этом варианте ещё и служит своеобразным конденсором.

Способ темнопольный и косого освещения применяются для изучения объектов с чрезвычайно низкой контрастностью, таких как прозрачные живые клетки. Свет для изучения предмета подают не снизу, а сбоку, из-за чего появляются тени, благодаря которым становятся явными плотные части. Если освещение конденсора переместить так, чтоб его свет не попадал на объектив, а образец освещался лучами сбоку, можно увидеть белый объектив на черном фоне. Оба данных способа подходят исключительно для таких приборов, в которых можно относительно оси оптики менять расположение конденсора.

Микроскоп необходимо правильно располагать на рабочем месте, чтобы работать на нем комфортно и без напряжения. Для этого микроскоп устанавливают таким образом, чтобы его окуляры располагались на уровне края стола. Высоту стула подбирают так, чтобы окуляры располагались чуть выше уровня глаз, чтобы смотреть, не наклоняясь.

Современный микроскоп представляет собой точный оптический прибор, который требует бережного обращения и тщательного ухода. При правильном уходе микроскоп может служить многие годы.

Основными требованиями по уходу за микроскопом являются:

Бережное отношение;

Соблюдение инструкции по эксплуатации;

Защита от пыли, химически агрессивных веществ и паров;

Своевременное устранение неисправностей;

Ежегодный профилактический осмотр опытным специалистом.

Микроскоп необходимо защищать от пыли, закрывая специальным чехлом. Для удаления пыли с поверхности окулярных линз, линз конденсора, зеркал и других стеклянных поверхностей следует пользоваться сухой обезжиренной волосяной кисточкой. Для обез­жиривания кисточку ополаскивают в смеси Никифорова и тщательно высушивают. Обезжиренная кисточка должна храниться в сухой закупоренной пробирке.

Для удаления отпечатков пальцев используют мягкую, свободную от пыли, замшевую салфетку, полотняную салфетку или целлюлозную салфетку для протирания очков.

Фронтальные линзы объективов очищают с помощью полотняной или целлюлозной салфетки. Салфетку надевают на кончик пальца, пропитывают небольшим количеством ксилола или бензола (нельзя спиртом!) с целью удаления иммерсионного масла, слегка прижимают к фронтальной линзе и поворачивают вправо и влево.

При смене объективы необходимо хранить в пластмассовом футляре с завинчивающейся крышкой. Свободное отверстие в револьвере закрывают пластмассовой резьбовой заглушкой.

Приступая к работе, необходимо выполнить следующие рекомендации:

1. Прежде всего, необходимо проследить, чтобы расстояние между бинокулярными окулярами соответствовало расстоянию между глазами исследователя. После этого настраивают сами окуляры. Как правило, бинокулярный микроскоп комплектуется одним окуляром с регулировкой и одним окуляром без регулировки. Если окуляр с регулировкой установлен слева, то устанавливают его кольцо настройки в нейтральное положение (метка против риски 0). Закрывают левый глаз и перемещением столика фокусируют изображение объекта для правого глаза. Затем закрывают правый глаз и фокусируют изображение объекта с помощью кольца настройки. При правильной настройке изображение комфортно видно об глазами, даже если глаза обладают различными свойствами. При неправильной настройке окуляров глаза быстро устают, появляется головная боль.

2. При работе с различными объективами требуется различное освещение. Чем меньше увеличение объектива, тем меньше должна быть яркость ламп. Убрать яркий свет можно различными способами: уменьшить диафрагму, уменьшить накал лампы, использовать нейтральный светофильтр. Следует помнить, что при умень­шении накала лампы изображение объекта приобретает желтоватый оттенок. Поэтому необходимо сочетать оптимальное раскрытие диафрагмы с уменьшением светопотока нейтральным светофильтром. Использование синего фильтра повышает разрешающую способность микроскопа, так как у синего цвета длина волны более короткая.

3. Поднять конденсор до уровня предметного столика, открыть диафрагму. Опустить предметный столик или приподнять тубус (в зависимости от конструкции микроскопа) для свободного вра­щения револьвера с объективами;

4. Выставить правильное освещение микроскопа. Для этого необходимо установить объектив малого увеличения (10 х), конденсор поднять в верхнее положение, перемещением столика сфокусировать изображение препарата, закрыть полевую диафрагму. Путем перемещения конденсора вниз и вверх установить резкий край полевой диафрагмы. С помощью регулировочных винтов установить конденсор в середину поля и открыть полевую диафрагму до наружного поля зрения.

5. Вращением револьвера установить объектив с увеличением 20 х или 40 х (при правильной установке объектива фиксатор должен щелкнуть). Глядя в окуляр, поместить изображение объекта в центр поля зрения. После этого поднять объектив и нанести на исследуемый препарат каплю кедрового масла. Вращением револьвера установить объектив масляной иммерсии. Затем, глядя сбоку, легким поворотом макрометрического винта погрузить фронтальную линзу в каплю масла, после чего необходимо смотреть в окуляр и осторожно приподнимать тубус до видимости объекта. Легким поворотом микрометрического винта вперед-назад отрегулировать четкость изображения.

6. Для работы необходимо использовать качественные предметные стекла. Для объективов с большой апертурой очень важно, чтобы покровное стекло имело стандартную толщину 0,17 мм. Если на объективе имеется надпись «0,17», значит он рассчитан на работу с покровным стеклом. В этом случае наличие покровного стекла на предметном улучшает качество изображения.

7. Через каждые 30 минут работы необходим пятиминутный отдых.

8. После окончания просмотра необходимо:

Поднять тубус;

Вращением револьвера установить объектив с минималь­ным увеличением;

Масло с линзы иммерсионного объектива удалить салфеткой, слегка пропитанной небольшим количеством ксилола или бензола;

Предметное стекло снять со столика микроскопа, столик протереть салфеткой;

Отверстие столика закрыть чистой сухой салфеткой;

Выключить освещение и накрыть микроскоп чехлом.

Работая с микроскопом, необходимо соблюдать определенные правила обращения с ним.

1. Микроскоп вынимают из футляра и переносят к рабочему месту, держа его одной рукой за ручку штатива, а другой поддерживая за ножку штатива. Наклонять микроскоп в сторону нельзя, так как окуляр может выпасть из тубуса.

2. Микроскоп помещают на рабочем столе на расстоянии 3-5 см от края стола ручкой к себе.

3. Устанавливают правильное освещение поля зрения микроскопа. Для этого, смотря в окуляр микроскопа, зеркалом направляют луч света от настольного осветителя (являющегося источником света) в объектив. Настройка освещения производится с объективом 8 х. При правильной установке поле зрения микроскопа будет выглядеть в виде круга, хорошо и равномерно освещенного.

4. На предметный столик помещают препарат и закрепляют его клеммами.

5. Сначала препарат рассматривают с объективом 8 х, затем переходят к большим увеличениям.

Для получения изображения объекта необходимо знать фокусное расстояние (расстояние между объективом и препаратом). При работе с объективом 8 х расстояние между препаратом и объективом составляет около 9 мм, с объективом 40 х — 0,6 и с объективом 90 х — около 0,15 мм.

Тубус микроскопа необходимо осторожно опускать вниз с помощью макрометрического винта, наблюдая за объективом сбоку, и приблизить его к препарату (не касаясь его) на расстояние, несколько меньшее фокусного. Затем, глядя в окуляр, тем же винтом, медленно вращая его на себя, поднимают тубус до тех пор, пока в поле зрения не появится изображение изучаемого объекта.

После этого вращением микрометрического винта фокусируют объектив так, чтобы изображение объектива стало четким. Микрометрический винт нужно вращать осторожно, но не более чем на полоборота в ту или другую сторону. При работе с иммерсионным объективом на препарат предварительно наносят каплю кедрового масла и, глядя сбоку, макрометрическим винтом осторожно опускают тубус микроскопа так, чтобы кончик объектива погрузился в каплю масла. Затем, глядя в окуляр, тем же винтом очень медленно поднимают тубус до тех пор, пока не появится изображение. Точную фокусировку производят микрометрическим винтом.

6. При смене объективов следует вновь отрегулировать интенсивность освещения объекта. Опуская или поднимая конденсор, получают желаемую степень освещенности. Например, при просмотре препарата с объективом 8 х конденсор опускают, при переходе на объектив 40 х — несколько поднимают, а при работе с объективом 90 х конденсор поднимают вверх до предела.

7. Препарат рассматривают в нескольких местах, передвигая предметный столик боковыми винтами или передвигая стекло с препаратом вручную. При изучении препарата следует все время пользоваться микрометрическим винтом, с тем чтобы рассмотреть препарат во всей его глубине. Перед заменой слабого объектива более сильным место препарата, где расположен изучаемый объект, необходимо поставить точно в центр поля зрения и только после этого, повернуть револьвер с объективом.

8. Во время микроскопирования нужно держать оба глаза открытыми и пользоваться ими попеременно.

9. После окончания работы следует снять препарат с предметного столика, опустить конденсор, поставить под тубус объектив 8 х, мягкой тканью удалить иммерсионное масло с фронтальной линзы объектива 90 х и убрать микроскоп в футляр.