Разработка системы выбора поставщика транспортных услуг. Вадим Загуменнов: Выбор поставщика транспортных услуг: как оценить риски и принять взвешенное решение




Выбор поставщика транспортных услуг

Когда потребности в материальных ресурсах определены, наступает следующий важный этап — выбор поставщиков. Прежде поставщик рассматривался как продавец, предоставляющий необходимый материал, которого не интересовали проблемы эффективного производства и качества производимой из его материалов продукции.

Выбор транспортного партнёра для грузоперевозок

Необходимость грузоперевозок

Актуальность , обоснована большой территориальной площадью страны, поэтому к услугам грузоперевозок предъявляются высокие требования. Ведь в некоторых случаях грузовой автомобиль необходимо вести больше недели, транспортируя груз из одного края страны в другой. С такой задачей может справиться только профессиональный водитель, поскольку на протяжении всего пути необходимо преодолеть большой отрезок пути по дорогам с не качественным дорожным покрытием и различными погодными условиями. К сожалению, отсутствие хороших дорог — это проблема в России и нужно быть готовым к любым сюрпризам в пути, ведь управление грузовым автомобилем гораздо сложнее в отличие от легковой машины. Кроме того, чем дальше пункт назначения, тем больше вероятность резкой смены погоды, так как территория России находится под воздействием нескольких климатических поясов. Поэтому, водитель, транспортирующий груз на дальние расстояния, должен ещё иметь опыт вождения в любых погодных условиях. Тем не менее, не смотря на сложность грузоперевозок, существует много организаций, выполняющие грузоперевозки по России недорого.

Критерий скорости транспортировки груза

Когда возникает необходимость транспортировки груза в любой другой город страны, сразу же указываются и сроки выполнения этой работы. Современные отношения партнёров по бизнесу предусматривают пунктуальность и доставку груза в указанный срок. Поэтому, первый критерий, по которому необходимо выбирать транспортную компанию для доставки груза — это гарантия своевременной доставки в указанный срок и в указанное место. Конечно, в заключаемом договоре с компанией о доставке груза, указываются штрафные санкции на тот случай, если доставка груза будет просрочена. Поэтому, любой водитель будет прилагать максимум усилий, чтобы не просрочить доставку, но ведь это зависит не только от водителя. Скорость доставки зависит от технического состояния грузового автомобиля и правильности оформления всех, сопровождающих документов, а это уже напрямую показывает уровень организации руководства транспортной компании. Можно найти много компаний, выполняющих грузоперевозки по России недорого, но если были случаи, когда груз был доставлен не вовремя, лучше не пользоваться услугами данной компании, так как плата за не своевременно доставленный груз, может быть очень велика.

Технический критерий транспортной компании

Второй критерий, по которому необходимо ориентироваться — это наличие собственного автопарка компании. В последнее время, транспортные компании практикуют отсутствие своего автотранспорта, арендуя грузовые автомобили у других компаний. Не стоит обращаться к таким компаниям, даже если они предлагают грузоперевозки по России недорого, так как они не могут гарантировать хорошее техническое состояние арендуемых автомобилей. Не имея своей ремонтной базы и квалифицированного персонала по ремонту автомобильной техники, компания не может содержать технику в идеальном состоянии, что может сказаться на скорости доставки. Чтобы быть уверенным в своевременной доставке груза, лучше обратиться в компанию, имеющую свой автопарк и гарантирующую его исправное техническое состояние наличием квалифицированных специалистов. Автомобиль, проходящий технический осмотр после каждого рейса, имеет меньшую вероятность поломки в дороге. Также необходимо обратить внимание на численность автопарка. У каждой серьёзной транспортной компании в автопарке должно быть несколько десятков грузовой техники. Начиная от лёгких грузовиков для и заканчивая тяжёлыми грузовыми автомобилями, способными транспортировать груз весом до 20-ти тонн.

Ещё некоторые моменты заслуживающие внимания

Выбирая транспортную компанию, для того, чтобы заключить контракт на транспортировку груза, следует обратить внимание ещё на некоторые моменты, особенно если предполагается заключение контракта на длительный срок.

Компания должна иметь стаж работы на рынке транспортных услуг не менее 10-ти лет. Если на протяжении этого срока компания удержалась на рынке, выдержав конкуренцию других компаний, то у неё хороший потенциал.

В компании должна отсутствовать текучка кадров и штат работников должен быть постоянным. Это свидетельствует о хороших условиях для работы в компании и большом опыте работников, наработанном за многие годы на одном рабочем месте.

Конечно же, компания должна выполнять грузоперевозки по России недорого, так как это и так не дешёвое удовольствие, то необходимо найти компанию соответствующую всем вышеизложенным требованиям с самыми дешёвыми тарифами на грузоперевозку.

Ориентируясь этими не сложными критериями, можно выбрать идеального транспортного партнёра, который не подведёт, доставив груз в обговоренный срок и не дорого.

Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач закупочной логистики.

В современных условиях хозяйственные субъекты все больше осознают свою взаимозависимость и ответственность друг перед другом. Поставщики и фирмы – покупатели становятся партнерами по бизнесу в рамках платформ В2В или В2С. Работая совместно, они могут добиться снижение затрат и улучшение качества товаров и услуг. Именно эти соображения, а не борьба за большую часть доходов, выходят сейчас на первый план.

Некоторые менеджеры недооценивают значение правильного выбора поставщика для эффективного функционирования всей компании, а оно обеспечивается, во многом, четким выполнением поставщиками своих функций. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных с качеством, возникает из–за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики.

Кроме того, решение по выбору того или иного поставщика необходимо обосновывать перед руководством компании и лица, ответственные за принятие решений о закупках, не могут действовать только интуитивно. Обычно такое решение зависит от оценки способности поставщика удовлетворять критериям качества, объема, условий доставки, цены и обслуживания.

Возможны два направления выбора поставщика:

1. Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были вашими поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний (хотя так бывает не всегда).

2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа интересующего рынка: рынка, с которым фирма уже работает, или совершенно нового рынка (например, если принято решение диверсифицировать деятельность). Для проверки потенциального поставщика часто необходимы большие затраты времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается большая эффективность.
Процедура (алгоритм) выбора поставщика.

В соответствии с общим алгоритмом выбора поставщика первоначально необходимо проанализировать возможные источники информации о поставщиках. Длительная практика анализа рынка поставщиков, применяемая различными компаниями, позволяет выделить следующие основные источники информации:

Каталоги и прайс–листы.
Торговые журналы.
Интернет – сайты.
Рекламные материалы: фирменных каталогов, объявлений в СМИ.
Конкурсы.
Банки и финансовые институты официальных органов.
Выставки и ярмарки.
Торги и аукционы.
Торговые директории («Желтые страницы», «Оптовик», «Товары и цены» и т.д.).
Торговые представительства.
Собственность исследования.
Переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
Конкуренты потенциального поставщика.
Торговые ассоциации, например, Торгово–промышленная палата.
Специализированные информационные агентства и исследовательские организации.
Государственные ведомства, регистрационные палаты, налоговая инспекция, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.

Большинство источников не требует дополнительного комментария, но, например, такой источник, как «Собственное исследование», является достаточно емким и может включать:

неформальные личные контакты с коллегами, знакомыми, конкурентами;
неформальные личные контакты и переписка с возможными поставщиками;
общение с конкурентами потенциального поставщика и т.д.

Собственное исследование включает все методы и источники, не являющиеся формальными и не требующие официальных документальных запросов.

За рубежом основными источниками информации о поставщиках являются общедоступные и информационные справочники – каталоги, торговые журналы, прайс–листы и т.д. Особое внимание уделяется Интернету. Интернет – это огромный «информационный банк» с не до конца изученными возможностями. В последние годы Интернет в России активно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе снабжения. Сегодня редко можно найти фирму, эффективно функционирующую в бизнесе, которая бы не пользовалась услугами Интернета.
Существует несколько распространенных методов выбора поставщика:

Затратно–коэффициентный;
Доминирующих характеристик;
Категорий предпочтения;
Рейтинговая оценка факторов и др.

В любом случае выбор поставщика или группы поставщиков определяется системой критериев, об этом и поговорим дальше. Как для промышленной, так и для торговой фирмы обычно основными критериями выбора являются: цена, качество товара и надежность поставки. Установление системы критериев для первоначального отбора поставщиков зависит от маркетинговой (производственной) и логистической стратегии конкретной фирмы.

В ряде случаев (в зависимости от корпоративной стратегии) на первое место могут выходить такие, например, параметры, как время доставки, надежность поставщика, предоставление поставщиком кредита, поставка товаров на основании взаимозачета, и другие. Необходимо также иметь в виду, что система критериев выбора поставщиков является динамичной (особенно в условиях нестабильной экономической ситуации). Для выбора поставщиков в большинстве случаев применяется рейтинговая оценка их соответствия критериям/факторам.
Один из возможных наборов таких факторов приведен ниже:

Надежность доставки.
Гарантии качества.
Производственные мощности.
Цены.
Местоположение.
Технический потенциал.
Финансовое положение.
Возможность компромиссов.
Наличие информационной системы связи и отработки заказов.
Послепродажный сервис.
и роль в своей отрасли.
Деловая инициативность.
Управление и организация.
Контроль процессов.
Отношение к покупателю.
Имидж.
Оформление товара (паковка).
Трудовые отношения.
Деловой опыт и история взаимоотношений.
Вспомогательная литература и инструкции.
Взаимность выгод и интересов.

Системе установленных критериев может отвечать несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителями поставщиков.

Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.

Заслуживает внимание шкала критериев выбора поставщика, предлагаемая Майклом Р., Линдерсом и Харольдом Е. Фироном (критерии расположены в порядке приоритета):

качество продукции;
своевременность доставки (авторы предлагают устроить рейтинг поставщиков на основе факторов соблюдения или несоблюдения ими сроков поставок);
цена (сравнение реальной цены с желаемой или с минимальной у других поставщиков);
обслуживание (качество технической помощи, отношение поставщика и время ответа на просьбы о помощи, квалификация обслуживающего персонала и т.д.);
повторные предложения по разработке продукции или услуги, по снижению цены;
техническая инженерная и производственная мощность;
оценка дистрибьюторских возможностей (если поставщик выполняет функцию дистрибьютора);
детальная оценка финансов и управления.

Указанная шкала критериев используется большинством зарубежных фирм – производителей продукции при выборе (или предварительном отборе) поставщиков материальных ресурсов. Некоторые специалисты ставят во главу угла цену продукции. С точки зрения большинства зарубежных специалистов по снабжению и логистике это нецелесообразно. Цена – это то, о чем всегда можно договориться, и она не должна быть главным критерием при отборе поставщиков. Хотя, конечно, многих отпугивают высокие цены некоторых поставщиков, но часто именно у них можно приобрести самую качественную продукцию и на выгодных условиях, включая до – и послепродажный сервис, доставку, гарантии, условия дальнейшего сотрудничества и т.д.

Если цена поставщика значительно ниже средней, это часто может являться предупреждением того, чтобы не выбирать этого поставщика. К сожалению, как показывает опыт, в отношении отечественных компаний это не всегда однозначно верно. Из–за нехватки оборотных средств многие компании вынуждены при выборе поставщика руководствоваться, прежде всего, ценой продукции поставщика. Цена является главным критерием, остальные отходят на второй план.

При выборе новых поставщиков зарубежные фирмы делают акцент на оценке их финансового положения и организации управления, а также на технической, инженерной и производственной мощности поставщиков. Это тем более важно в российских условиях, где политическая и экономическая нестабильность позволяет вести нечетный бизнес, существовать «фирмам – однодневкам» и т.п.
На основании изложенных соображений можно сформулировать следующие главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщиков:

1. В современных условиях в качестве основного критерия выбора следует выдвигать качество продукции. Качество относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спецификациями. Качество может относиться также и к тому, удовлетворяет ли продукция требованиям потребителя, независимо от того, соответствует ли она спецификации. Если с данными поставщиками уже были установлены отношения, то желательно проанализировать статистику поставки бракованных материалов.

2. Надежность поставщика – достаточно емкий критерий, включающий следующие параметры: честность, отзывчивость, обязанность, заинтересованность в ведении бизнеса с вашей фирмой, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки материальных ресурсов/готовой продукции. Оценка своевременности доставки упрощается, если ведется четкий учет запланированных и реально выполненных доставок. При осуществлении доставки, например, по технологии JIT невыполнение сроков так же недопустимо, как и неудовлетворительное качество.

3. Цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку конкретного ресурса или готовой продукции, которые включают транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и т.д. В аналитическом поле логистического менеджера всегда должен находиться комплекс затрат.

4. Качество обслуживания. Оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений компании и сторонних источников. Необходимо собирать мнения о качестве технической помощи, об отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, о квалификации обслуживающего персонала и т.п. Желательно наличие у поставщика сертификата ISO9000 на систему управления качеством его продукции/услуг.

5. Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Как уже упоминалось выше, нехватка оборотных средств существенно ограничивает возможности выбора поставщиков. В бизнесе случаются внештатные ситуации, требующие внеплановых поставок или отсрочки платежа. Это ситуации особенно характерны для российской действительности. Поэтому поставщики, предлагающие выгодные условие платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избегать многих проблем снабжения.

Практически каждый человек, который имеет собственный бизнес, сталкивается с проблемой того, как найти поставщика. Ведь сегодня существует достаточно большое количество самых разных компаний, которые занимаются выпуском продукции практически в каждой сфере, и среди всех нужно выбрать именно ту, которая сможет предоставлять не только качественный товар, но еще и будет делать это на самых выгодных условиях.

Категории

Все поставщики подразделяются на две основные категории – это дистрибьюторы и производители. Разбираясь в том, как найти поставщика, вы должны сразу запомнить, что в данном случае производители занимаются непосредственным изготовлением продукции, а дистрибьюторы, по сути, представляют собой стандартных перекупщиков, продающих товар производителя своими силами.

Что лучше?

Вполне естественно, что лучше всего работать непосредственно с самим изготовителем, так как это гораздо более выгодно и надежно. Не стоит забывать о том, что даже среди отечественных компаний можно найти массу производителей действительно качественной продукции практически в каждой сфере, начиная от представителей среднего и малого бизнеса и заканчивая достаточно крупными предприятиями.

Каждый человек, который когда-то разбирался в том, как найти поставщика, знает, что производители предоставляют гораздо более надежное сотрудничество, а также более выгодную цену по сравнению с различными дистрибьюторами. Казалось бы, все просто – достаточно обратиться непосредственно к изготовителю и работать с ним, но на самом деле, если бы все так и было, дистрибьюторского бизнеса не существовало бы. Все дело в том, что в преимущественном большинстве случаев производители не работают с небольшими магазинами, которые, с точки зрения промышленных объемов, будут делать слишком незначительные заказы. Именно поэтому и появляется проблема в том, как найти поставщика.

Условия, которым должен соответствовать магазин при желании работы с дистрибьютором, являются на порядок меньшими по сравнению с тем, какие условия выдвигает сам производитель продукции.

Особенности работы с дистрибьюторами

Зачастую работа с дистрибьюторами отличается своей гибкостью, а также простотой условий, но в то же время и стоимость продукции у них на порядок выше. Дистрибьюторы не сильно перебирают объемами заказов и работают практически с любыми компаниями. При этом у них присутствует сотрудничество одновременно с несколькими изготовителями. Благодаря чему своим клиентам они могут предложить неплохой ассортимент. В некоторых случаях возможны определенные задержки с поставками, а также возможностью получения актуальной информации о наличии того или иного товара, а также выходе различных новинок, потому что изначально эту информацию дистрибьютору должен будет предоставить сам производитель.

Возможные схемы работы

Пытаясь разобраться в том, где найти поставщиков, вы должны понять, по какой именно схеме вы собираетесь работать. В частности, их существует всего три основных:

  • работа с собственным складом;
  • дропшиппинг, который предусматривает реализацию товара без своего склада;
  • комбинированный вариант, который предусматривает реализацию товара с собственным складом.

Вам следует выбирать наиболее подходящую для вас систему в зависимости от того, какой именно продукцией вы собираетесь торговать, а также как именно товары будут доставляться к покупателям.

С собственным складом

Если речь идет о начинающем магазине, то в таком случае можно использовать данную схему в том случае, если вы собираетесь реализовать небольшие по своим габаритам товары, которые не будут занимать большое количество места. В процессе роста вашего магазина можно будет дополнительно расширять площадь и впоследствии уже размещать там крупные поставки товара. Вам достаточно просто разобраться в том, как найти поставщика из Китая или другой нужной вам страны, после чего реализовать его продукцию с собственного склада.

Если у вас будет присутствовать собственный склад, то в таком случае вы всегда сможете получить максимально полную информацию касательно наличия товара, а также его количества на складе. Если же ваш склад дополнительно будет оборудован специализированным шоу-румом, то в таком случае у вас будет возможность заранее продемонстрировать потенциальному покупателю свой товар еще до того, как он будет куплен. Скорость поставки будет предельно высокой, потому что вы сможете непосредственно со своего склада сразу же отправлять покупателю его заказ, и при этом не нужно будет ждать того, пока ее доставят с какого-то другого склада.

Недостатки

Конечно, есть и определенные недостатки в процессе работы по данной схеме. В частности, это касается того, что вам придется самостоятельно заниматься всеми вопросами обслуживания, охраны, а также снабжения склада. При этом любая продукция, которая будет в течение длительного времени оставаться на складе непроданной, будет представлять собой прямую заморозку ваших финансовых средств. Также у вас не будет возможности начать с незначительных партий товара, вследствие чего нужно будет иметь солидный начальный капитал.

Без собственного склада

В данном случае затраты являются на порядок меньшими, то есть вы можете запустить в работу собственный магазин намного быстрее, при этом не вкладывая в него большое количество средств. Вам достаточно просто найти надежного поставщика, который согласится работать по такой системе, после чего начинать продажи. В преимущественном большинстве случаев компании работают даже с теми магазинами, которые изначально не собираются закупать большие партии товара, хотя и не все придерживаются такого видения.

При этом вы должны понимать, что в данном случае присутствует на порядок более длительное время доставки, при этом вам придется постоянно обновлять информацию о том, присутствует ли определенный товар на складе поставщика, потому что всегда есть вероятность того, что того товара, который у вас закажут, в компании не будет в наличии, вследствие чего время ожидания значительно затянется. Помимо всего прочего, не стоит забывать и о такой вещи, как человеческий фактор, ведь чем больше звеньев в цепи поставки, тем больше шанс на то, что где-то всплывет та или иная ошибка.

В преимущественном большинстве случаев данная схема используется только в первое время работы. В данном случае вы детально отрабатываете всевозможные механизмы собственного бизнеса, а после того, как все приобретает определенную ясность, уже начинаете постепенно переходить на эксплуатацию собственного склада.

Комбинированный вариант

Объединяя обе схемы, вы, например, можете держать наиболее востребованные товары на собственном складе для того, чтобы в предельно короткие сроки доставлять их покупателю, а те, которые продаются менее эффективно, доставлять уже через склад поставщика.

Отечественные поставщики

На самом деле нет ничего сложного в том, чтобы найти отечественного поставщика, при этом нет никакой разницы в том, что именно вы ищете, так как найти поставщиков одежды или же любой другой продукции можно при помощи поисковых систем или же всевозможных каталогов. У вас всегда есть возможность предельно уточнить интересующие вас критерии поиска для того, чтобы в конечном итоге найти именно те компании, которые будут работать с вашим регионом, а также заранее устранить тех, условия которых являются для вас неприемлемыми.

Также есть возможность использования услуг специализированных компаний, которые занимаются профессиональным поиском поставщиков. В связи с тем, что за последнее время практически в каждой сфере значительно увеличилось количество предложений, данная услуга является достаточно актуальной, если вы не хотите потратить несколько недель или даже месяцев на поиски.

Помимо всего прочего, можно посещать всевозможные выставки или же встречи предпринимателей по определенной продукции, так как найти поставщиков для магазина там тоже достаточно просто. Данный вариант является наиболее выгодным среди всех по той причине, что вы сможете лично узнать своего поставщика, ведь уже неоднократно было доказано, что личный контакт позволяет гораздо быстрее добиться доверительных отношений между партнерами.

В чем преимущества?

Работая с отечественным поставщиком, вы значительно ускоряете возможный документооборот, а также снижаете затраты на транспортировку. При этом стоит отметить тот факт, что в преимущественном большинстве случаев сертификацию берет на себя непосредственно сам поставщик, а вам нужно будет только заниматься проверкой всех соответствующих документов. Доставка осуществляется в разы быстрее, но при этом есть гораздо больше вариантов взаимных расчетов. В случае необходимости у вас есть возможность самостоятельно посетить поставщика для того, чтобы решить определенные вопросы или же непосредственно проверить качество поставляемой вам продукции. Особенно это актуально для тех, кто хочет найти поставщика продуктов.

В чем недостатки?

Если же говорить о том, в чем заключаются недостатки отечественной продукции, а также наценок на импортные товары, то за счет значительного разнообразия в выборе вы всегда сможете найти такого поставщика, который будет всецело отвечать вашим потребностям касательно условий сотрудничества, а также параметров нужной вам продукции.

Зарубежные поставщики

Если же говорить о зарубежных поставщиках, то найти их достаточно сложнее, так как найти поставщика для интернет-магазина, который только недавно начал работать, не так просто, как может показаться на первый взгляд. На выставках люди в основном предпочитают сотрудничать с крупными магазинами, в то время как через поисковики или же всевозможные сайты найти поставщика можно только в том случае, если вы владеете соответствующим языком.

Далеко не всегда компания может себе позволить содержать собственный парк транспортных средств. Кроме того, некоторые перевозки осуществляются с использованием очень доро­гих транспортов (морские суда, грузовые самолеты и т. д.), поэтому пред­приятия часто прибегают к привлечению сторонних перевозчиков.

Поставщики транспортных услуг:

Перевозчики на одном виде транспорта (мелкие компании, частные перевозчики, специализированные монополисты);

Смешанные перевозчики, использующие несколько видов транспорта (например: автомобильные и авиаперевозки, морские и автомобильные и т. д.);

Специализированные перевозчики (перевоз особых грузов, например доставка мелких грузов, перевоз опасных грузов);

Посредники (экспедиторы, ассоциации грузоотправителей, брокеры координирующие организацию транспортировки).

Процесс выбора поставщиков. Выбор поставщика транспортных услуг - ответственный процесс, фактически это выбор стратегического партнера, поскольку от качества и стоимости его услуг в значительной мере будет зависеть качество и стоимость услуг предприятия.

Схематично процесс выбора поставщика можно представить так.

Рис. 7.6. Процесс выбора поставщика

Анализ транспортировки.

Анализ транспортировки необходим для оптимизации маршрутов, составления графиков перевозок, оптимизаций парка транспортных средств или анализа деятельности привлекаемых пе­ревозчиков. Стратегический анализ необходим для принятия долгосроч­ных решений (о постоянных маршрутах, главных перевозчиках, закупки/ модернизации транспортных средств), оперативный анализ позволяет най­ти эффективные частные решения.

Примерные вопросы для анализа

Как сгруппировать отправки, чтобы использовать уже существующие рейсовые маршруты?

Каковы оптимальные для потребителей частота и последователь­ность доставок?

За какими маршрутами должны быть закреплены те или иные виды транспортных средств?

Какие виды транспортных средств лучше подходят для обслуживания тех или иных групп потребителей?

Какие требования будут предъявлять потребители к срокам достав-I .# заказов?

Первой задачей анализа является сбор и подготовка исходных данных, ^сходными данными для анализа транспортировки будут являться:

Схема транспортной сети (все возможные маршруты, дороги и пере­сечения между ними, расстояния, ограничения по перевозке с необходи­мой степенью точности);

Данные о спросе на отгрузку и доставку (потребность клиентов в продукции с учетом их территориального расположения, характера закупок и т.д.);

Характеристики существующей транспортной системы (количество транспортных средств, ограничения по объемам перевозки, правила рабо­ты водителей, операционные издержки и т. д.).

Виды/типы транспортировки

В процессе осуществления закупок и доставки материальных ресурсов, а также дистрибуции готовой продукции потребите­лям фирма-производитель может использовать различные виды транспорта, различных логистических партнеров, а также раз­личные варианты транспортировки (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Вид/тип транспортировки

Унимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транс­портировки логистической цепи без промежуточных операций складирования или грузопереработки. Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно служат вид груза, объем отправки, время доставки груза потребителю, затраты на пере­возки. Например, при крупнотоннажных отправках и при нали­чии подъездных путей в конечном пункте доставки целесооб­разнее применять железнодорожный транспорт, при мелкооп­товых отправках на короткие расстояния - автомобильный.

Смешанная перевозка грузов (смешанная раздельная перевозка) осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: железнодорожно-автомобильная, речная, автомобильная, мор­ская-автомобильная и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или гру­зовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Признаками смешанной перевозки выступают наличие нескольких транспортных документов, от­сутствие единой тарифной ставки фрахта, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса. При прямой смешанной перевозке грузовладелец заключает договор с пер­вым перевозчиком, действующим как от своего имени, так и от имени следующего перевозчика, представляющего другой вид транспорта. В силу этого грузовладелец фактически находится в договорных отношениях с обоими, причем каждый из них про­изводит расчеты с грузовладельцем и несет материальную ответ­ственность за сохранность груза только на соответствующем участ­ке маршрута.

Комбинированная перевозка отличается от смешанной нали­чием более двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обусловлено в логистической системе структурой дистрибутивных каналов (или логистических каналов снабжения), когда, например, от­правка крупных партий готовой продукции производится с заво­да-изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли осуществляется автомобиль­ным транспортом.

Интермодальной (интегрированной) принято называть сме­шанную перевозку грузов «от двери до двери", осуществляемую под руководством оператора по одному транспортному докумен­ту с применением единой (сквозной) ставки фрахта.

Перевозку называют мулътимодалъной в том случае, если лицо, организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозоч­ного документа. В мультимодальных перевозках один из видов транспорта выступает в роли перевозчика, а взаимодействующие виды транс­порта - как клиенты, оплачивающие его услуги.

Терминальная перевозка занимает промежуточное положение между интермодальной и мультимодальной перевозками.

При интермодальной перевозке грузовладелец заключает до­говор на весь путь следования с одним лицом (оператором). Опера­тором может быть, например, экспедиторская фирма, которая, действуя на всем протяжении маршрута перевозки груза различ­ными видами транспорта, освобождает грузовладельца от необхо­димости вступать в договорные отношения с другими транспорт­ными предприятиями. Однако специалисты полагают, что при­знаками интермодальной (мультимодальной) перевозки служат: наличие оператора доставки от начального до конечного пункта логистической цепи (канала); единая сквозная ставка фрахта; единый транспортный документ; единая ответственность за груз и исполнение договора пе­ревозки. К основным принципам функционирования интермодальных и мультимодальных систем перевозок относятся: единообразный коммерческо-правовой режим; комплексный подход к решению финансово-экономи­ческих вопросов организации перевозок; максимальное использование телекоммуникационных се­тей и систем электронного документооборота; единый организационно-технологический принцип управ­ления перевозками и координация действий всех посред­ников, участвующих в транспортировке; кооперация логистических посредников; комплексное развитие инфраструктуры перевозок различ­ными видами транспорта.

При осуществлении мультимодальных перевозок за пределы страны (при экспортно-импортных операциях) существенное значение приобретают таможенные процедуры оформления гру­зов, а также транспортное законодательство и коммерческо-пра-вовые аспекты перевозок в тех странах, по которым проходит маршрут следования груза. В международных мультимодальных перевозках принцип единообразия коммерческо-правового ре­жима предусматривает:

    унификацию физического распределения в части транс­портировки;

    упрощение таможенных формальностей;

    внедрение стандартных коммерческих грузовых и транс­портных документов международного образца.

Иначе у вас никогда не будет полной уверенности, что поставщики выбираются в интересах всей компании, а не отдельных ее представителей

См. , применяемый при выборе поставщиков, перевозчиков, различных схем товародвижения, участков под склад и т. д.в

Очевидно, что разные посредники могут предложить различные условия поставки. Многие закупщики считают, что цена дистрибьютора всегда выше, чем у производителя, а дилер назначает большую стоимость, чем дистрибьютор. Теоретически это так, но для вашей компании может быть совсем по-другому. Подумайте, какой оборот у производителя, дистрибьютора или дилера. А какой оборот по этому товару у вашей компании? Дистрибьюторы, закупая у производителя огромное количество товара, получают такие скидки, что могут предложить вашей компании цены даже ниже, чем производитель. Производителю невыгодно иметь дело с мелкими клиентами, поскольку объем их закупок составляет десятые или даже сотые доли процента от его продаж. Естественно, в данном случае не может быть и речи об эксклюзивном отношении к вашей компании.

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ

Итак, цена не единственный и зачастую не главный фактор при выборе поставщика. В вашей компании должны быть разработаны конкретные требования к поставщикам, тогда у закупщиков будет меньше шансов совершить ошибку.

Крупные фирмы чаще всего опираются на список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков. Но когда необходимо наладить новые связи, приходится изучать рынок. Критерии выбора поставщика приведены в соответствующей врезке.

ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

В логистике для оценки и выбора поставщиков используются преимущественно два метода: балльный метод и метод попарных сравнений. Их отличие в сложности и степени субъективности оценки.

В основе балльного метода (см. таблицу 1) лежит оценка каждого поставщика по балльной шкале. Весомость каждого фактора определяется менеджером, выбирающим поставщика.

Таблица 1. Выбор поставщика балльным методом

Наименование фактора

Весомость фактора

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 3

Поставщик 4

Поставщик 5

Фактор 1

Фактор 2

0,05

Фактор 3

Фактор 4

Фактор 5

0,15

Фактор 6

2,15

4,15

Рейтинг поставщика рассчитывается как общая сумма произведений оценки поставщика по каждому фактору на весомость этого фактора. Так, в нашем примере расчет по первому поставщику выглядит следующим образом:

Минусом данного метода является высокая степень субъективности оценки, особенно в определении весомости фактора. Этот недостаток можно в значительной степени исправить, используя метод попарных сравнений. У него существует множество модификаций, мы выделим две.

Первый вариант можно назвать «лучше-хуже». В его основе лежит система оценок «0,8» и «1,2». Если один поставщик лучше другого по оцениваемому фактору, то первый получает оценку «1,2», второй – «0,8» (см. таблицу 2). Подобным образом оценивается и весомость факторов. Основным недостатком данной модификации метода попарных сравнений является то, что система оценок не позволяет при необходимости указать, насколько один поставщик или фактор лучше или важнее в конкретной ситуации.

Таблица 2. Выбор поставщика методом попарных сравнений

.

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 3

Поставщик 4

Поставщик 5

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 3

Поставщик 4

Поставщик 5

Сравнение поставщика с другими делается по строкам (не по столбцам). Например, из таблицы видно, что поставщик 1 лучше по определенному критерию, чем поставщики 2 и 4, но хуже, чем поставщики 3 и 5. По диагонали матрицы смежности мы имеем оценку «1», поскольку поставщики оцениваются относительно самих себя. В результате обработки полученной матрицы мы определяем рейтинг поставщика.

Однако подробнее мы остановимся на другой модификации, которая называется методом анализа иерархий (МАИ). Это более рациональная методика выбора поставщиков.

СУТЬ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ (МАИ)

Этот метод получает все большее распространение в логистике, когда речь идет о выборе поставщиков, перевозчиков, различных схем товародвижения, участков под склад и т. д. При его использовании принятие решения основано на оценке обширной, далеко не всегда однозначной информации.

Метод предполагает постоянное сравнение двух факторов на основе некоторой шкалы предпочтений (см. таблицу 3).

Таблица 3. Шкала относительной важности МАИ

Оценка

Определение

Пояснение

Факторы равнозначны

Факторы вносят одинаковый вклад в достижение цели

Незначительное предпочтение

Опыт и суждения дают незначительное предпочтение одному фактору перед другим

Существенное предпочтение

Опыт и суждения дают существенное предпочтение одному фактору перед другим

Очевидное предпочтение

Предпочтение одного фактора другому выражено очень ярко

Абсолютное предпочтение

Свидетельство в пользу предпочтения одного фактора другому в высшей степени убедительно

2, 4, 6, 8

Промежуточные значения между соседними значениями шкалы

Ситуация, когда необходимо компромиссное решение

Если фактору i при сравнении с j присваивается одно из приведенных выше значений, то фактору j по сравнению с i присваивается обратное значение (1/значение). Если над диагональю находится целое значение, то под диагональю – его обратное значение. То есть если у одного фактора оценка 9 («абсолютное предпочтение»), то у другого 1/9 или 0,11 («фактор незначительный») и т. д.

В основе шкалы метода лежит способность человека производить количественные разграничения между пятью определениями: 1) равный; 2) слабый; 3) сильный; 4) очень сильный; 5) абсолютный.

Если требуется большая точность, между перечисленными определениями можно принять компромиссные.

Естественно, понять суть метода без примера невозможно, поэтому разберем конкретную ситуацию.

ПРИМЕР МАИ

Необходимо выбрать одного поставщика из четырех на основе следующих факторов:

цена товара (руб.);

партионность (шт.);

место расположения поставщика (км);

сбой поставок (кол-во);

сроки поставок (мес.);

транспортные расходы на всю партию (руб.).

Исходные данные представлены в таблице 4.

Таблица 4. Исходное значение факторов

Цена товара, руб.

Партионность, шт.

Место расположения поставщика, км

Сбой поставок, кол-во

Сроки поставок, мес.

Транспортные расходы, руб.

Поставщик 1

Точно в срок

2000

Поставщик 2

1000

Поставщик 3

3000

Поставщик 3

1000

Точно в срок

Примем во внимание следующие соотношения доминирующих факторов:

Фактор цены товара имеет:

абсолютное предпочтение перед фактором партионности;

очевидное предпочтение перед фактором места расположения;

предпочтение, компромиссное между существенным и очевидным, перед фактором сбоя поставок;

существенное предпочтение перед фактором срока поставок;

предпочтение, компромиссное между незначительным и существенным, перед фактором транспортных расходов.

Фактор места расположения поставщика имеет незначительное предпочтение перед фактором партионности.

Фактор сбоя поставок имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и равнозначным, перед фактором партионности.

Фактор срока поставок имеет существенное предпочтение перед фактором партионности.

Фактор транспортных расходов имеет очевидное предпочтение перед фактором партионности.

Фактор места расположения имеет существенное предпочтение перед фактором сбоя поставок.

Фактор срока поставок имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и равнозначным, перед фактором места расположения.

Фактор транспортных расходов имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и существенным, перед фактором места расположения.

Фактор срока поставок имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и существенным, перед фактором сбоя поставок.

Фактор транспортных расходов имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и существенным, перед фактором сбоя поставок.

Фактор транспортных расходов имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и равнозначным, перед фактором срока поставок.

Сначала оценим весомость факторов (см. таблицу 5).

Таблица 5. Оценка весомости факторов

Факторы

Цена товара

Партионность

Место расположения

Сбой поставок

Сроки поставок

Транспортные расходы

Произведение

Степень 1/6

Вес фактора

Цена товара

7560

4,43

0,48

Партионность

0,11

0,33

0,14

0,28

0,03

Место расположения

0,14

0,25

0,27

0,09

Сбой поставок

0,17

0,25

0,25

0,04

Сроки поставок

1,26

0,14

Транспортные расходы

0,25

1,96

0,21

1,87

14,53

20,5

8,95

6,14

9,13

После попарной оценки факторов рассчитывается произведение значений их оценки по строкам, а затем из полученного значения извлекается корень той степени, какое количество факторов оценивается. Весомость фактора определяется делением значения, полученного извлечением корня, на сумму этих значений по всем факторам. В результате сумма весомости всех факторов должна быть равна единице.

Для контроля правильности сравнения факторов рассчитывается показатель согласованности (ПС) как сумма произведений суммы значений оценки фактора в строке и в столбце по каждому фактору. Затем рассчитывается индекс согласованности (ИС) как частное от деления разности ПС и количества факторов на разность количества факторов и единицы.

Далее рассчитывается отношение согласованности (ОС) как частное от деления ИС на случайный индекс (СИ). ОС должно быть меньше 0,1, в противном случае необходимо проверить правильность оценки факторов. СИ зависит от количества факторов и выбирается из таблицы 6.

Таблица 6. Значения случайного индекса

Количество факторов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Случайный индекс

0,58

1,12

1,24

1,32

1,41

1,45

1,49

Например, для оценки значимости факторов показатели примут следующие значения:

ПС = 1,87 x 0,48 + 27 x 0,03 + 14,53 x 0,09 + 20,50 x 0,04 + 8,95 x 0,14 + 6,14 x 0,21 = 6,48;

ИС = (6,48 – 6)/(6 – 1) = 0,1;

ОС = 0,1/1,24 = 0,08.

Вывод: так как ОС

Рассчитываем оценку поставщика по каждому фактору (см. таблицы 7, 8, 9, 10, 11, 12), используя данные таблицы 4. Это делается точно так же, как при оценке весомости факторов. То есть рассчитывается произведение значений оценки поставщиков по строкам, а затем из полученного значения извлекается корень той степени, какое количество поставщиков оценивается.

Таблица 7. Сравнение поставщиков по фактору цены товара*

Цена товара

Поставщики

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 3

Поставщик 4

Произведение

Степень 1/4

Оценка

Поставщик 1

0,33

1,93

0,3009

Поставщик 2

0,17

0,14

0,07

0,52

0,0804

Поставщик 3

3,71

0,5767 Лучший поставщик

Поставщик 4

0,14

0,33

0,11

0,01

0,27

0,042

4,31

14,33

1,59

6,43

* Результат расчетов: ПС = 4,20; ИС = 0,07; ОС = 0,08.

Таблица 8. Сравнение поставщиков по фактору партионности**

Партионность

Поставщики

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 3

Поставщик 4

Произведение

Степень 1/4

Оценка

Поставщик 1

0,1631

Поставщик 2

3,87

0,6317 Лучший поставщик

Поставщик 3

0,11

0,004

0,26

0,0421

Поставщик 4

0,1631

1,51

6,13

** Результат расчетов: ПС = 4,15; ИС = 0,05; ОС = 0,05