Как открыть религиозную организацию. Как осуществить регистрацию религии или религиозной организации? Как открыть местную религиозную организацию




Здравствуйте. Религию Вы зарегистрировать не можете, а вот религиозную организацию - да.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц». Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальными органами.

В соответствии с ПРАВИЛАМИ
РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ -

Порядок представления документов
для государственной регистрации религиозных организаций

5. Для государственной регистрации местной религиозной организации ее учредители представляют в соответствующий орган юстиции следующие документы в двух экземплярах (кроме подпункта 5.4 настоящих Правил):
5.1. Опись представленных на государственную регистрацию документов и сведений.
5.2. Заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, подписанное заявителем, подпись которого нотариально удостоверяется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» для государственной регистрации юридических лиц.
5.3. Список лиц (учредителей), создающих религиозную организацию, установленной формы.
5.4. Устав религиозной организации в трех экземплярах, отвечающий требованиям статьи 10 Закона.
Экземпляры устава должны быть исполнены в машинописной форме, идентичны, пронумерованы, прошиты и заверены руководящим органом (руководителем) религиозной организации.
5.5. Протокол учредительного собрания, содержащий сведения о дате и месте проведения собрания, количественном и персональном составе участников и рабочих органов, существе принятых решений (о создании религиозной организации, принятии ее устава, избрании руководящих органов) и результатах голосования по ним.
5.6. Документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром.
5.7. Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практике, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения; о формах и методах его деятельности; об отношении к семье и браку, к образованию; особенностях отношения к здоровью последователей данной религии; ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей.
5.8. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией.
5.9. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) создаваемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно представляются устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.
5.10. Документ об уплате государственной пошлины.
6. Для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган представляются в двух экземплярах (кроме подпункта 6.5 настоящих Правил):
6.1. Опись представленных на государственную регистрацию документов и сведений.
6.2. Заявление о государственной регистрации по форме, установленной в подпункте 5.2 настоящих Правил.
6.3. Список учредителей религиозной организации (юридических лиц).
6.4. В соответствии с Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей) нотариально удостоверяются.
6.5. Устав создаваемой религиозной организации в трех экземплярах, утвержденный ее учредителем (учредителями), отвечающий требованиям, установленным в статье 10 Закона.
6.6. Соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей), оформленное в виде протокола общего собрания, конференции, съезда и т.п. с соблюдением требований, предъявляемых к данного вида юридическим документам.
6.7. Сведения о религиозных организациях, входящих в структуру создаваемой религиозной организации, с приложением копии уставов и свидетельств о государственной регистрации не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру.
6.8. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией.
6.9. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) создаваемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, представляются документы, предусмотренные в подпункте 5.9 настоящих Правил.
6.10. Документ об уплате государственной пошлины.
6.11. Документы и иные материалы представляются в федеральный орган юстиции или его территориальный орган на русском языке - государственном языке Российской Федерации (Закон РСФСР от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов РСФСР» - Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 50, ст. 1740; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3804).
7. Документы, исходящие из организаций и учреждений иностранных государств - участников Гаагской конвенции 1961 г., к которой Российская Федерация присоединилась в 1992 г., если иное не предусмотрено договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии на них специального штампа «apostille» (свидетельство), который удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором действовало лицо, подписавшее документ, и подлинность печати или штемпеля, которыми снабжен этот документ.
Официальные документы и акты, исходящие от организаций и учреждений иностранных государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции 1961 года, если иное не установлено действующими договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения Российской Федерации за границей и Консульское управление Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Официальные документы и акты, исходящие из стран Содружества Независимых Государств, принимаются к рассмотрению без специального удостоверения, если такие документы и акты изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально уполномоченным лицом в пределах их компетенции, по установленной форме и скреплены гербовой печатью (Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная Российской Федерацией в 1993 г.).

Здравствуйте, мы хотим организовать церковный приход. Как нам юридически грамотно это оформить?

  • Вопрос: №248 от: 2013-10-01.

По сути вопроса, Вам необходимо создать местную религиозную организацию. Основным руководящим нормативным документом в деятельности религиозных организаций является Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Статья 9 указанного закона регламентирует порядок создания религиозных организаций.

Во-первых, учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу.

Также в ч. 3 указанной статьи содержится перечень лиц, которые не могут быть учредителями местной религиозной организации.

Во-вторых, местная религиозная организация должна существовать на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет и иметь об этом подтверждение, выданное органами местного самоуправления.

Однако закон предусматривает и иное, альтернативное требование. Так, вместо подтверждения существования в течении 15 лет, местная религиозная организация может предоставить подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Например, в случае православной местной религиозной организации, это подтверждение, выданное патриархией.

Вы должны подготовить устав религиозной организации, который должен быть утвержден либо учредителями, либо централизованной религиозной организацией. Требования к уставу содержатся в ст. 10 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Для государственной регистрации местной религиозной организации, в соответствии со ст. 11 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" учредители представляют в соответствующий территориальный орган Министерства юстиции РФ:

заявление о регистрации;

список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

устав религиозной организации;

протокол учредительного собрания;

документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

документ об уплате государственной пошлины.

Заявление о государственной регистрации подается по специальной форме 11001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при , индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".

В указанном приказе также содержатся требования к заполнению данного заявления, которые обязательны для выполнения.

Заявление о государственной регистрации рассматривается в месячный срок со дня представления всех документов.

Все вопросы, касающиеся выделения земельного участка, строительства храма и иные организационные вопросы непосредственного функционирования местной религиозной организации Вам необходимо разрешать совместно с Вашей централизованной религиозной организацией.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

К ак известно, знаменитый Федеральный закон № 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях», столь круто изменивший «жизнь» религиозных объединений в нашей стране, был принят 26 сентября 1997 года. С тех пор прошло почти семь лет и в Закон пять раз вносились изменения, три раза в Конституционном Суде Российской Федерации подвергалась проверке конституционность ряда статей Закона, Министерство Юстиции многократно издавало письма, регламентирующие многие положения Закона.

В настоящей статье мы не станем рассматривать интересную и познавательную, но слишком масштабную, тему исследования характера всех перечисленных изменений. Нас будет интересовать более узкая, но важнейшая для каждой церкви проблема государственной регистрации. Не секрет, что неоправданно строгие и забюрократизированные правила госрегистрации церквей первой редакции Закона, вызвали немало нареканий в среде верующих. Требования о подтверждении существования религиозной группы данного вероисповедания на определенной территории на протяжении пятнадцатилетнего срока практически лишило возможности многие «новые» религиозные группы пройти процедуру госрегистрации и получить статус юридического лица. В 1997 году документально подтвердить 15 срок представлялось затруднительным, так как немало церквей в советский период по вполне понятным причинам не стремились оставить «документальные доказательства» своей деятельности. По вине законодателя с подобной проблемой столкнулись и те религиозные группы, которые существовали в России до 20-30 годов прошлого века, а затем были ликвидированы под давлением властей. Им совсем непросто восстановить «связь времен» и документально доказать свое правопреемство. Среди таких групп, которые даже самые консервативные разработчики Закона вряд ли смогут отнести к «нетрадиционным религиозным объединениям» оказались голландцы-реформаты, некоторые группы католиков и многие другие. Следует отметить, что указанные деноминации существовали на территории нашего города с первых месяцев его существования, их представители внесли значительный вклад в культуру и экономику Санкт-Петербурга. Курьезно, что одна из религиозных организаций «доказала» свой 15-летний срок выписками из газет советских времен, где последователи данной церкви критиковались властями за антиобщественное поведение. Впрочем, это печальная примета нашего времени: самые большие трудности с законом подчас испытывают самые законопослушные граждане, стремящиеся следовать каждой букве закона.

Н е все смогли воспользоваться и другой возможностью: зарегистрироваться под «зонтиком» централизованной религиозной организации не дожидаясь окончания 15-летнего срока. В России зарегистрировано всего несколько десятков централизованных религиозных объединений различных конфессий и деноминаций. Эта цифра не кажется значительной если учесть, что она объединяет ВСЕ верования народов России и иностранцев, находящихся на нашей территории, включая все разновидности Православия, протестантизма, ислама и т.д. Насколько этого недостаточно можно объяснить примером. Несколько лет назад я представлял интересы иностранного миссионера-баптиста в одном государственном учреждении. Чиновник, поинтересовавшийся вероучением миссионера, был удивлен тем, что иностранец является баптистом, но не входит в Объединение церквей евангельских христиан-баптистов на Поклонной горе. Ему казалось, что все баптисты должны посещать только одно молитвенное здание. Забавно было наблюдать реакцию чиновника, в целом отнесшегося к нам с симпатией, что в штате, в котором проживает миссионер, существует 454 ассоциации баптистов и еще несколько сотен других христианских объединений.

П олучается «порочный» круг, прорвать который не просто. Чтобы зарегистрировать церковь, нужно войти в централизованную религиозную организацию, даже если вероучение местной церкви не полностью совпадает с вероучением ассоциации. Но, попав в ассоциацию, вы будете вынуждены везде указывать ее конфессиональную принадлежность. В свою очередь, централизованная религиозная организация данного вероисповедания не сможет «породить» организацию другого вероисповедания. Так и получается, что в России сложилась ситуация, что нет харизматических, неопятидесятнических, реформатских и многих других централизованных религиозных организаций, хотя верующих указанных деноминаций многие тысячи. Может быть такой подход доставляет радость иным «сектоборцам», но вряд ли отражает интересы государства, так как не вызывает сомнения, что государству легче контролировать деятельность зарегистрированных церквей, а не полуподпольных религиозных групп.

С 1997 года список документов, необходимых для государственной регистрации религиозной организации не изменился. В регистрирующий орган необходимо представить (ст. 11 Закона):

  • заявление о регистрации;
  • список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;
  • устав религиозной организации;
  • протокол учредительного собрания;
  • документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;
  • сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;
  • сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;
  • документ об уплате государственной пошлины.
Д обавим, что в дополнение к указанному списку документов, сотрудники регистрирующего органа предлагают представить заявителю нотариально заверенные копии учредительных документов централизованной религиозной организации, решение руководящего органа централизованной религиозной организации о вхождении в ее состав создаваемой церкви и соответствии ее вероучения вероучению ассоциации.

Т ем не менее, разъяснения Министерства юстиции наполняют ряд позиций указанного списка новым содержанием. Так, основным нормативным актом, регламентирующим регистрацию предприятий и организаций различных организационно-правовых форм (в том числе религиозных организаций), является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г.). Указанный Закон вступил в силу 1 июля 2002 года. Во исполнение этого Закона Министерство юстиции России издало Приказ от 12 июля 2002 г. N 199 «Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации торгово-промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица». Указанный Приказ в частности утвердил формы заявления о государственной регистрации религиозной организации, сведений о ее заявителях и учредителях. Заявление (форма РР-1) имеет вид таблицы и подписывается заявителями в присутствии нотариуса, который удостоверяет их подписи. Заявителями в соответствии с требованиями действующего законодательства являются члены «десятки». Ими могут быть как те же десять человек, которые учреждали религиозную организацию, так и новые граждане, если по какой-либо причине состав членов церкви изменился. Сведения о заявителях и учредителях содержат информацию об их паспортных данных. Полезно представить и ксерокопии паспортов членов «десятки» с целью более быстрой проверки чиновниками регистрирующего органа соответствия сведений о членах религиозной организации действительности. Список заявителей и учредителей может не совпадать, если число учредителей церкви превышает десять человек. Учредителей может быть и двадцать, и тридцать, но все они подписывать заявление в присутствии нотариуса не обязаны.

С ведения о вероучении и историческая справка (они могут быть составлены в виде одного документа или двух отдельных), как было сказано выше, обязательно должны содержать обязательства создаваемой церкви о лояльности к действующему российскому законодательству о семье и браке, здоровье, военной службе. Так, скорее всего, не будет зарегистрирована религиозная организация, провозгласившая принуждение своих членов к многоженству, отказу от медицинской помощи, отказу от обязательной военной и альтернативной гражданской службы.

В ажной новацией является то, что в прошлое уходит широко употреблявшееся ранее понятие «юридический адрес». Сейчас юристы признают понятие «место нахождения постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации», т.е. братского совета, церковного совета, правления и т.п. Местом нахождения является лишь нежилое помещение. Ни квартира (даже приватизированная), ни жилой дом не могут использоваться в качестве офиса Церкви. Следует отметить, что Письмо Минюста России № 08-18-257-97 от 24 декабря 1997 года не запрещает использование жилого помещения в качестве офисного помещения, но Гражданский Кодекс (п. 2 ст. 671) предписывает, что жилое помещение может использоваться только для проживания граждан и размещение в нем организаций не допускается. Несмотря на некоторую правовую коллизию (вышеуказанное Письмо Минюста не отменено), заявителями, указавшими в качестве места нахождения регистрируемой религиозной организации квартиру, будет получен отказ.

Н аконец, изменился и размер госпошлины за регистрацию религиозной организации. В настоящее время он составляет две тысячи рублей, а за регистрацию изменений и дополнений в устав - четыреста рублей.

В настоящее время действует Приказ Минюста РФ от 25 марта 2003 г. N 68 «Об утверждении Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации», регламентирующий порядок предоставления документов для регистрации религиозных организаций, порядок рассмотрения заявлений о государственной регистрации, отмены акта государственной регистрации, выдачи дубликатов уставных документов, оформление и хранение материалов о государственной регистрации религиозных организаций.

С ледует добавить, что в соответствии с п. 5 ст. 6 Указа Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» создан новый регистрирующий орган для религиозных и общественных организаций - Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), которая принимает решение о государственной регистрации религиозных организаций и представительств иностранных религиозных организаций. По вопросам регистрации религиозных организаций территориальные органы Росрегистрации (Главные управления Федеральной регистрационной службы РФ) выступают правопреемниками Главных управлений Министерства юстиции РФ (управления юстиции) на территории данного субъекта Федерации. Так, в Санкт-Петербурге - это Главное управление Федеральной регистрационной службы РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, расположенное в доме 3 по ул. Смольного.

В заключении отметим, что регистрация религиозных организаций продолжает оставаться сложной процедурой. Требуется значительно большее количество документов, чем для регистрации юридических лиц других организационно-правовых форм. Фактически регистрация осуществляется двумя органами - налоговым (в нашем городе - Управление Федеральной службы по налогам и сборам по Санкт-Петербургу) и юстиции - территориальным органом Росрегистрации. Регистрация занимает значительное время, связанное с процедурами согласования документов, подготовки двух свидетельств о регистрации.

Вопросы практического применения современного законодательства о государственной регистрации религиозных организаций относятся к компетенции, прежде всего, руководителей данных юридических лиц (епархиальных архиереев, настоятелей монастырей и храмов, ректоров духовных учебных заведений, председателей братств и сестричеств), а также их сотрудников, в обязанности которых входят оформление соответствующей документации и контакты с уполномоченными государственными органами. Руководителям и ответственным сотрудникам православных религиозных организаций важно разбираться в действующих правовых нормах в сфере регистрации религиозных организаций при их создании и связанной с ними практике взаимодействия Московской епархии и Управления Министерства юстиции РФ по Московской области.

Государственная регистрация религиозных организаций при их создании

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях), который в настоящее время имеет наибольшее практическое значение в вопросах государственной регистрации религиозных организаций, некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

Согласно п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Кто же на практике вносит такую запись? Каковы процедуры оформления необходимых документов?

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственной регистрацией юридического лица является акт федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации или ликвидации юридического лица, а также иных сведений о юридическом лице в соответствии с Законом. Таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба.

Закон о некоммерческих организациях был дополнен 10 января 2006 г. (Федеральный закон № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») ст. 13.1. Данной нормой предусмотрено, что некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций 1 .

Согласно указанному порядку, решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (Министерством юстиции РФ), или его территориальным органом (региональным управлением Министерства юстиции РФ). В тексте Закона Министерство юстиции РФ кратко называется уполномоченным органом 2 .

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании некоммерческой организации осуществляется уполномоченным в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (Федеральной налоговой службой) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Для краткости в тексте Закона Федеральная налоговая служба именуется регистрирующим органом 3 .

В статье 13.1. Закона о некоммерческих организациях определены перечень представляемых для государственной регистрации документов и основания для отказа в государственной регистрации 4 .

В соответствии с п. 5 ст. 13.1. Закона о некоммерческих организациях, для государственной регистрации некоммерческой (в т. ч. религиозной) организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган (т. е. в органы Министерства юстиции РФ) представляются следующие документы (приводим сокращенный перечень, актуальный для религиозной организации):

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее — заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;

3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) сведения об учредителях в двух экземплярах;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией.

Рассмотрим данные документы в контексте процесса создания религиозной организации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются Правительством Российской Федерации 5 .

Постановлением Правительства РФ № 212 от 15 апреля 2006 г. были утверждены формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании (приложение № 1 Постановления). Данное приложение имеет строго формализованный вид и включает формы документов, необходимых для государственной регистрации всех некоммерческой организации, поэтому некоторые пункты не имеют непосредственного отношения к регистрируемым религиозным организациям и поэтому не заполняются. Образцы заполнения форм по указанному приложению разработаны в Московском епархиальном управлении и разосланы благочинным Московской епархии как приложение к циркуляру Управляющего епархией № 2107 от 4 августа 2006 г.

Создание местной религиозной организации

Список документов, указанный в п. 5 ст. 13.1. Закона о некоммерческих организациях, конкретизируется для местной религиозной организации в п. 5 ст. 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон о свободе совести), согласно которому для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:

1) заявление о регистрации;

2) список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

3) устав религиозной организации;

4) протокол учредительного собрания;

5) документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

6) сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

7) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

8) документ об уплате государственной пошлины.

Действующее российское законодательство не определяет понятие «учредитель», хотя устанавливает его права и обязанности по созданию юридического лица. Учредители принимают устав юридического лица, избирают руководящие органы, совершают иные фактические и юридические действия, необходимые для государственной регистрации юридического лица и обеспечения его нормального функционирования (ст. 52 Гражданского кодекса РФ).

После государственной регистрации юридического лица его учредители автоматически становятся участниками (членами) данной организации, приобретая все права и обязанности, возникающие из этого участия (членства). Дальнейшие перемены в составе участников организации не означают, что новых членов следует рассматривать как ее учредителей, ибо к моменту их принятия юридическое лицо уже было создано (зарегистрировано).

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что в тесном смысле слова учредителями являются только субъекты, которые были указаны в качестве учредителей в документах юридического лица на момент его первичной государственной регистрации в ЕГРЮЛ 6 .

В связи с вышеизложенным следует отметить, что сведения о прихожанах, явившихся учредителями местной религиозной организации православного прихода, навсегда остаются в информации об этой религиозной организации, содержащейся в ЕГРЮЛ, даже в случаях прекращения их деятельности в составе прихода. Новые участники (члены) данной организации принимаются в качестве таковых в соответствии с действующим уставом, но сведения о них уже не вносятся в ЕГРЮЛ.

Согласно п. 1 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях, учредителями некоммерческой организации могут выступать полностью дееспособные граждане. В соответствии с п. 1.2. ст. 15 того же Закона, не может быть учредителем некоммерческой организации, в частности:

1) лицо, включенное в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от

7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», — физическое лицо, в отношении которого имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

2) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

3) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона о свободе совести, местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Таким образом, категорично определяется круг возможных учредителей по территориальному признаку и устанавливается возрастной ценз для них.

Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом 7 . В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о свободе совести, учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу.

Понятие «список лиц, создающих религиозную организацию», упомянутое в п. 5 ст. 11 Закона о свободе совести, подразумевает наличие данного списка учредителей в протоколе учредительного собрания местной религиозной организации, а также заполнение формы № РН0001 (лист Б) на каждого учредителя (по приложению № 1 Постановления № 212). Лист Б данной формы содержит следующие сведения об учредителе — физическом лице: фамилию, имя и отчество, дату и место рождения, указание на гражданство РФ, паспортные данные, адрес постоянного места жительства, контактный телефон. Адрес места жительства по постоянной регистрации должен подтверждать постоянное проживание в данной местности, согласно п. 3 ст. 8 Закона о свободе совести.

Особенностью форм приложения № 1 является необходимость подписания каждой из них заявителем — лицом, которое от имени религиозной группы (учредителей) вносит данные в упомянутые формы. При этом заявителем должен быть, по смыслу Закона о свободе совести, один из учредителей. Как правило, при регистрации местной религиозной организации заявителем выступает настоятель храма, назначенный указом епархиального архиерея.

Именно заявитель подписывает в присутствии нотариуса, в соответствии со ст. 80 Основ законодательства РФ о нотариате, «Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании», где указываются: организационно-правовая форма и полное наименование местной религиозной организации, вероисповедание и принадлежность к централизованной религиозной организации, адрес (место нахождения) местной религиозной организации, которым является адрес постоянно действующего руководящего органа либо лица, имеющего право действовать от ее имени без доверенности, и контактный телефон. Кроме того, в заявлении прописываются: дата принятия решения о создании организации, т. е. дата протокола учредительного собрания, количество учредителей, соответствующее числу указанному в протоколе и числу листов Б формы № РН0001, заполненных на каждого учредителя.

Также в заявлении указывается количество лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации (полная информация о таком лице помещается в листе Е формы № РН0001). В практике той части Московской епархии 8 , которая находится в канонической юрисдикции митрополита Крутицкого и Коломенского, как правило, такое лицо — одно, это настоятель прихода (он же, в соответствии с типовым уставом прихода от 10 октября 2009 года, является председателем приходского совета), сведения о котором вносятся в лист Е.

В пункт 8 заявления вносится информация о количестве видов экономической деятельности, которой занимается приход (данным сведениям, вносимым в соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 г. № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД», посвящён лист Ж формы № РН0001). В практике Московской епархии указывается один вид экономической деятельности, который присущ всем религиозным организациям, — «деятельность религиозных организаций».

Пункт 9 заявления посвящен непосредственно сведениям о заявителе, как правило, настоятеле прихода. В практике взаимодействия Московского епархиального управления и Управления Министерства юстиции РФ по Московской области обстоятельством, препятствующим тому, чтобы настоятель выступал заявителем при создании прихода, является отсутствие у настоятеля постоянной регистрации в органах Федеральной миграционной службы на территории Московской области. Это обусловлено невозможностью для настоятеля в данном случае быть учредителем местной религиозной организации 9 . Подпункты пункта 9 заявления сообщают об имени, отчестве, фамилии, ИНН, паспортных данных, месте жительства и контактном телефоне заявителя.

Обговорим специфику оформления устава местной религиозной организации. Вопросы государственной регистрации юридических лиц и общие требования к их уставам содержатся в ст. 51 и 52 Гражданского кодекса РФ. Устав является учредительным документом. Согласно п. 1 ст. 10 Закона о свободе совести, религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации. В соответствии с п. 2. указанной статьи, в уставе религиозной организации указываются:

1) наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;

2) цели, задачи и основные формы деятельности;

3) порядок создания и прекращения деятельности;

4) структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;

5) источники образования денежных средств и иного имущества организации;

6) порядок внесения изменений и дополнений в устав;

7) порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;

8) другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

В соответствии с п. 8 ст. 8 Закона о свободе совести, наименование религиозной организации должно включать в себя сведения о ее принадлежности к определенному вероисповеданию. Местом нахождения религиозной организации является ее фактический адрес (адрес нахождения постоянно действующего руководящего органа либо лица, имеющего право действовать от ее имени без доверенности). Устав должен отражать цели, задачи и основные формы деятельности религиозной организации, регулируемые внутренними установлениями. Их изложение должно быть развернутым настолько, чтобы имелась возможность оценить их соответствие требованиям, установленным Законом. Порядок создания и прекращения деятельности организации тоже указывается в уставе. Должна быть освещена и внутренняя структура данной религиозной организации. Необходимо указать методы принятия решений в организации, которые касаются гражданско-правовых отношений. Кроме того, в устав необходимо включать порядок внесения изменений и дополнений в устав, порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности 10 .

Ныне действующий типовой устав местной религиозной организации православного прихода принят Священным Синодом Русской Православной Церкви 10 октября 2009 года На практике необходимо лишь внести в текст устава регистрируемого прихода его полное наименование и место нахождения, а также год образования прихода и его воссоздания, если храм закрывался в атеистическую эпоху гонений. Титульный лист устава предусматривает указание на дату учредительного собрания прихода, совпадающую с датой протокола этого собрания, а также заверение подписью руководителя централизованной религиозной организации — епархии, т. е. епархиального архиерея.

В соответствии с п. 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2011 г. № 455 (далее — Административный регламент), устав религиозной организации представляется в трех подлинных экземплярах (один хранится в управлении Минюста России, один — в управлении Федеральной налоговой службы и один — на приходе). Согласно п. 41 Административного регламента, страницы устава должны быть пронумерованы и прошиты.

Согласно п. 45 Административного регламента, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, указываются в заявлении, подписанном уполномоченным лицом. Подтверждение заявителем указанных сведений иными документами не требуется.

В соответствии с п. 42 Административного регламента, протокол учредительного собрания местной религиозной организации, содержащий решение о ее создании, должен содержать:

1) дату и место проведения собрания;

2) список учредителей — участников собрания;

3) сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиума, секретариата и иных);

4) существо принятых решений и результаты голосования по ним;

5) сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов;

6) фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря собрания, ответственных за составление протокола.

Московским епархиальным управлением разработан примерный образец протокола учредительного собрания прихода, отражающий специфику требований типового устава прихода.

Важен п. 4 ст. 13.1. Закона о некоммерческих организациях, где говорится, что документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации. Это означает, что со дня проведения учредительного собрания (даты протокола учредительного собрания) прихода и до дня сдачи всех документов на регистрацию в управление Минюста должно пройти не более трех месяцев.

В списке необходимых документов, находящемся в п. 5 ст. 13.1. Закона о некоммерческих организациях, присутствует и «документ, …подтверждающий ее (религиозной группы) вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром». В практике Московского епархиального управления этот документ — официальное письмо Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, оформленное на бланке и заверенное печатью.

«Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей» 11 представляются при создании местной религиозной организации в виде приложения к уставам православных религиозных организаций Русской Православной Церкви при их государственной регистрации и перерегистрации в качестве юридических лиц под названием «Основы вероучения и практики православных религиозных организаций Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.33. ч. 2 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц, государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, государственной регистрации общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, уплачивается в размере 4000 рублей.

Согласно п. 44 Административного регламента, платежное поручение или иной документ об уплате в соответствующий бюджет государственной пошлины за государственную регистрацию религиозной организации представляется в подлиннике.

Административный регламент в п. 39 предусматривает, что все документы на государственную регистрацию представляются на русском языке, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 41 Административного регламента, все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

Интересен п. 38 Административного регламента, который гласит: «При предоставлении государственной услуги не допускается:

— истребование от заявителя документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

— истребование от заявителя документов, находящихся в распоряжении Минюста России и его территориальных органов, а также в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций».

В соответствии с п. 10 ст. 11 Закона о свободе совести, территориальный орган федерального органа государственной регистрации (Министерства юстиции РФ) после принятия решения о государственной регистрации местной религиозной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган (территориальное управление Федеральной налоговой службы) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании принятого территориальным органом Министерства юстиции РФ решения о государственной регистрации религиозной организации и представленных им необходимых сведений и документов территориальное управление Федеральной налоговой службы в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации 12 .

Территориальный орган Министерства юстиции РФ не позднее трех рабочих дней со дня получения от территориального управления Федеральной налоговой службы информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц 13 .

С другой стороны, Закон № 18-ФЗ от 10.01.2006 г. , которым был дополнен Закон о некоммерческих организациях, предусматривает увеличение срока рассмотрения документов, представленных на регистрацию некоммерческой организации. Если раньше процедура регистрации некоммерческих организаций занимала пять рабочих дней с момента подачи документов, то после вступления Закона № 18-ФЗ в силу максимальный срок рассмотрения документов может составить 23 рабочих дня 14 .

В частности, согласно п. 8 ст. 13.1. Закона о некоммерческих организациях, территориальный орган Министерства юстиции РФ при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕРЮЛ. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом (территориальным управлением Министерства юстиции РФ) сведений и документов регистрирующий орган (территориальное управление Федеральной налоговой службы) в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации (территориальное управление Министерства юстиции РФ), не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации 15 .

Таким образом, сталкиваемся с коллизией между специальным законом в сфере деятельности религиозных организаций — Законом о свободе совести и Законом о некоммерческих организациях. П. 10 ст. 11 Закона о свободе совести, изложенный в редакции Федерального закона от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ, не приведён в соответствие с более поздним Законом от 10.01.2006 г. № 18-ФЗ.

Свидетельство о государственной регистрации, выдаваемое заявителю территориальным управлением Министерства юстиции РФ, оформляется в соответствии с Приказом Минюста России от 3 августа 2009 г. № 244 «Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации».

В соответствии с п. 9 ст. 11 Закона о свободе совести, в случае несоблюдения заявителем требований, указанных в данной статье и связанных с предоставлением необходимых документов, орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя.

Ст. 12 Закона о свободе совести посвещена случаям отказа в государственной регистрации религиозной организации. Согласно п. 1 данной статьи, религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:

1) цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации — со ссылкой на конкретные статьи законов;

2) создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

3) устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны;

4) в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

5) учредитель (учредители) неправомочен.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона о свободе совести, в случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю с указанием оснований отказа. Согласно этому пункту, отказ регистрирующего органа в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде.

Создание религиозной организации,
образуемой централизованной религиозной организацией

В соответствии с п. 4 ст. 11 Закона о свободе совести, решения о государст-венной регистрации религиозных орга-низаций, образуемых централизованной религиозной организацией, принимаются органом, принявшим решение о госу-дарственной регистрации соответствую-щей централизованной религиозной орга-низации. В случае, если организация (например, какое-либо общецерковное учреждение) создается централизованной, зарегистрированной в Министерстве юстиции РФ (Русской Православной Церковью), она будет также зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ.

Согласно п. 2 ст. 18 Закона о свободе совести, для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации.

В соответствии со ст. 19 указанного Закона, религиозные организации имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала. Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

Религиозные организации вправе осу-ществлять, например, благотворительную деятельность путем учреждения благотвори-тельных организаций. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» дает перечень видов деятельности, признаваемой благотворительной (ст. 2).

Однако наиболее распространенной и актуальной является регистрация ставро-пигиальных и епархиальных монастырей, патриарших, архиерейских и монастырских подворий.

Отметим документальные особенности государственной регистрации религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями (Русской Православной Церковью, епархиями).

В соответствии с п. 7 ст. 11 Закона о свободе совести, основаниями для государственной регистрации организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:

1) заявление о регистрации;

2) список учредителей религиозной организации;

3) устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);

4) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

5) нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);

6) соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);

7) документ об уплате государственной пошлины.

Требования по оформлению и представлению документов для государственной регистрации религиозных организаций, образуемых централизованной религиозной организацией, подобны требованиям, установленным для регистрации местных религиозных организаций.

Учредителем епархиальных монастырей и монастырских подворий в той части Московской епархии, которая находится в канонической юрисдикции митрополита Крутицкого и Коломенского, является Православная религиозная организация Московская епархия Русской Православной Церкви. Нотариально оформляемое заявление о регистрации епархиального монастыря или монастырского подворья при создании подписывается Управляющим Московской епархией митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Решением о создании епархиального монастыря является соответствующее постановление Священного Синода Русской Православной Церкви, а монастырского подворья — указ епархиального архиерея.

Согласно п. 8 ст. 11 Закона о свободе совести, заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных документов.

Процедуры взаимодействия уполномоченного и регистрирующего государственных органов при регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией, аналогичны процессу работы этих органов при регистрации местной религиозной организации. Решение об отказе в государственной регистрации таких религиозных организаций выносится по тем же причинам, что и в случаях с местными религиозными организациями.

Иеромонах Лазарь (Беломоин),
референт Московского епархиального управления

  1. Мкртумян А. Р. Консультация эксперта, Роснедвижимость, 2006 // Правов. сист. «КонсультантПлюс», разд. «Финансовые консультации».
  2. П. 2 ст. 13.1. ФЗ «О некоммерческих организациях».
  3. П. 3 ст. 13.1. ФЗ «О некоммерческих организациях».
  4. Гладилин С. В. Консультация эксперта, ФНС РФ, 2006 // Правов. сист. «КонсультантПлюс», разд. «Финансовые консультации».
  5. П. 3 ст. 13.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях».
  6. Козлова Н. В. Правосубъектность юридического лица. «Статут», 2005 // Правов. сист. «КонсультантПлюс», разд. «Комментарии законодательства».
  7. П. 2 ст. 15 ФЗ «О некоммерческих организациях».
  8. Согласно Уставу Русской Православной Церкви (п. 9 гл. IV) и Уставу Православной религиозной организации Московской епархии Русской Православной Церкви (п. 1), каноническая территория Московской епархии включает город Москву и Московскую область, «…в пределах Московской области на правах Епархиального архиерея управляет митрополит Крутицкий и Коломенский» (п. 23 Устава Православной религиозной организации Московской епархии Русской Православной Церкви).
  9. См. п. 3 ст. 8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
  10. Себенцов А. Комментарий к ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». М., 1997. С. 35.
  11. См. п. 5 ст. 13.1. ФЗ «О некоммерческих организациях».
  12. См. п. 10 ст. 11 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
  13. Лапшина Д. В. Комментарий к ФЗ от 10.01.2006 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2006. № 5 (опубл. в правов. сист. «КонсультантПлюс», разд. «Финансовые консультации»).
  14. Мкртумян А. Р. Указ. соч. // Правов. сист. «КонсультантПлюс», разд. «Финансовые консультации».
>

Утверждены
Министерством юстиции
Российской Федерации
от 27 декабря 1999 года N 10766-СЮ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по применению органами юстиции некоторых положений

в части регистрации и перерегистрации религиозных организаций

1. Нормативно-правовые основы деятельности органов юстиции по регистрации и перерегистрации религиозных организаций.

Во исполнение Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" , далее именуется - Федеральный закон , для производства государственной регистрации и перерегистрации религиозных организаций приняты следующие нормативно-правовые акты:

Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций" от 2 февраля 1998 года N 130 ;

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 марта 1998 года N 32 "О порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 130 "О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций" ;

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16 февраля 1998 года N 19 зарегистрирован в Минюсте России 5 марта 1998 года, регистрационный N 1482 "Об утверждении Правил рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции Российской Федерации" ;

Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" от 3 июня 1998 года N 565 ;

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 8 октября 1998 года N 140, зарегистрирован в Минюсте России 22 октября 1998 года, регистрационный N 1639 "О порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 года N 565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" ;

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобами религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения "Христианская церковь Прославления" от 23 ноября 1999 года "Российская газета" от 16 декабря 1999 года).

2. В какой части на религиозные организации распространяются положения Федерального закона "О некоммерческих организациях" ?

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 4 ноября 1998 года установил, что особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются федеральным законом о религиозных объединениях и исключил религиозные организации из-под действия статей 13 - , - , -30 Федерального закона "О некоммерческих, организациях" . Положения иных статей указанного Закона в части, касающейся религиозных организаций, остались в силе.

3. Каким образом регулируются вопросы членства в религиозной организации? Может ли быть членом религиозной организации несовершеннолетний?

Вопросы религиозной принадлежности и членства в религиозной организации относятся к внутренним установлениям религиозных организаций и регулируются не Законом, а каноническими установлениями той или иной Церкви. Следовательно, несовершеннолетний может быть членом религиозной организации, если это предусмотрено ее канонами. В то же время согласно п.5 ст.3 Федерального закона запрещается вовлечение в религиозные объединения малолетних, т.е. лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

Федеральным законом для религиозных организаций введены понятия учредители и участники, а также установлены предъявляемые к ним требования. Поскольку в уставе религиозной организации в соответствии с требованиями п.2 ст.10 Федерального закона указывается порядок ее создания и формирования руководящих органов, которые по смыслу Закона образуются из числа участников религиозной организации, то механизм и процедура оформления участия граждан в деятельности религиозной организации должны быть отражены в ее уставе.

4. Могут ли регистрирующие органы требовать от религиозной организации предусматривать в ее учредительных документах создание определенных руководящих, исполнительных и контролирующих органов?

Согласно п.2 ст.10 Федерального закона в уставе религиозной организации указываются структура организации, органы управления, порядок их формирования и компетенция. В то же время регистрирующие органы не вправе требовать от религиозной организации создания непредусмотренных законом органов управления, поскольку в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства регистрирующие органы не должны вмешиваться в вопросы их внутреннего устройства и управления и уважают право религиозных объединений выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим соответствующим требованиям и стандартам, если эти установления не противоречат законодательству Российской Федерации.

5. Что понимать под терминами структурная и вероисповедная принадлежность религиозной организации?

Федеральный закон не дает определения терминов структура и вероисповедание религиозной организации. В то же время с общепринятой точки зрения под структурой (от латинского "struktura" - строение, устройство) следует понимать иерархическое и институционное устройство религиозной организации, а под структурным подразделением - входящую в ее состав организацию. Вероисповедание - это принадлежность организации к какой-либо религии, имеющей свое разработанное вероучение и культовую практику. Понятия структурная и вероисповедная принадлежность могут не совпадать, так как последователи одной веры, например, мусульмане, могут иметь несколько самостоятельных духовных управлений (религиозных центров). Согласно Закону структурная принадлежность религиозной организации указывается в ее уставе и подтверждается соответствующим документом.

6. Могут ли иностранные граждане быть учредителями, участниками и руководителями религиозных организаций?

В соответствии с п.3 ст.62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Пунктом 1 ст.9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" установлено, что учредителями местной религиозной организации могут быть только граждане Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.6 и п.1 ст.8 Федерального закона участниками религиозных объединений наряду с гражданами РФ могут быть и иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации. При этом в соответствии со ст.5 Закона СССР от 24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР" (действует в Российской Федерации на основании постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств") иностранные граждане могут постоянно проживать в стране, если имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

В то же время согласно п.2 ст.20 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации в установленном порядке имеют право приглашать иностранных граждан для занятия профессиональной, проповеднической, религиозной деятельностью. При этом временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане вправе осуществлять данную деятельность без оформления участия в организации и не замещая какие-либо должности в ее руководящих органах, поскольку исходя из выше названных положений Закона они не могут быть участниками религиозных организаций.

Кроме того, в соответствии со ст.7 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" временно пребывающие в стране иностранные граждане могут заниматься профессиональной деятельностью, если это совместимо с целью их пребывания в стране, которая указывается во въездной визе, выдаваемой консульскими учреждениями МИД России.

К иностранным религиозным деятелям, осуществляющим профессиональную деятельность на территории Российской Федерации в зарегистрированных религиозных организациях, не применяется порядок оформления, установленный Указом Президента РФ от 16.12.93 N 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 51, ст.4934). В то же время иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию с намерением работать по найму в религиозных организациях, должны соблюдать утвержденный настоящим Указом обязательный порядок выдачи разрешений и подтверждений на право трудовой деятельности на территории России.

7. Согласно п.2 ст.13 Федерального закона представительства иностранных религиозных организаций не могут заниматься культовой и иной религиозной деятельностью. Какие действия подпадают под это ограничение?

Федеральный закон не раскрывает понятие "культовая и иная религиозная деятельность". В то же время в религиоведческой литературе понятие "культ" (от лат. cultus - почитание) обозначает совокупность определенных сакральных традиций, обрядов, церемоний и действий, присущих любой религии. Следовательно, под культовой и религиозной деятельностью понимается деятельность, связанная с основанием молитвенных зданий, проведением культовых (религиозных) обрядов и церемоний, религиозным обучением и воспитанием, распространением веры (миссионерская деятельность), паломничеством к святым местам и иная деятельность, относимая соответствующим вероучением к культовой.

8. Может ли местная религиозная организация входить в структуру религиозного центра, находящегося за пределами Российской Федерации? Где осуществляется регистрация таких организаций?

Федеральный закон такую возможность предусматривает и в п.6 ст.11 устанавливает, что в случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) местной религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, то в регистрирующий орган дополнительно представляются надлежаще удостоверенные устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации. Кроме того, согласно п.1 ст.9 Закона учредители местной религиозной организации должны представить документ, подтверждающий существование на данной территории не менее пятнадцати лет соответствующей религиозной группы, поскольку иностранный, религиозный центр не является централизованной религиозной организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.11 Федерального закона государственная регистрация всех местных религиозных организаций производится территориальными органами юстиции.

9. Могут ли быть участниками местной религиозной организации граждане, проживающие вне пределов соответствующего поселения?

По смыслу п.3 ст.8 Федерального закона местной религиозной организацией признается организация, состоящая не менее чем из десяти участников, постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. При этом требования о том, чтобы все участники религиозной организации постоянно проживали в соответствующей местности либо в одном городском или сельском поселении, Закон не содержит.

10. Может ли одно лицо являться учредителем или участником нескольких религиозных организаций одного вероисповедания?

Действовавшее до октября 1990 года законодательство о религиозных объединениях устанавливало, что каждый гражданин может быть членом только одного религиозного общества или группы. Действующий Федеральный закон такого ограничения не содержит.

11. Может ли в одном городском или сельском поселении создаваться несколько религиозных групп или организаций одного вероисповедания?

Каких-либо ограничений на этот счет Федеральный закон не содержит. Согласно п.2 ст.12 Федерального закона отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается.

12. Как понимать положение п.1 ст.12 Федерального закона о неправомочности учредителя (учредителей) религиозной организации?

Эту норму следует понимать как несоблюдение предъявляемых Федеральным законом требований к учредителям религиозных организаций (например, несовершеннолетие, отсутствие гражданства РФ, превышение установленной Законом или уставом религиозной организации компетенции при учреждении других организаций и т.д.).

13. Какие виды религиозных организаций могут создавать централизованные религиозные организации? Может ли централизованная организация учредить местную религиозную организацию?

Правомочность централизованной религиозной организации при создании других религиозных организаций установлена в п.6 ст.8 Федерального закона . Местную религиозную организацию централизованная организация учредить не может, поскольку местные религиозные организации, являясь объединением граждан, создаются согласно пункту 1 ст.9 путем их добровольного волеизъявления.

В свою очередь, не менее трех местных религиозных организаций могут создать централизованную религиозную организацию того же вероисповедания. При этом объединение (союз, ассоциация) религиозных организаций разной вероисповедной принадлежности согласно п.2 ст.121 части первой ГК РФ признается некоммерческой организацией, но не имеет религиозного статуса, так как не обладает главным признаком любой религиозной организации - совместным исповеданием веры.

14. Может ли вышестоящая централизованная религиозная организация своим решением ликвидировать местную религиозную организацию?

Нет, поскольку согласно п.1 ст.14 Федерального закона и п.2 ст.61 части первой ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то его уставом. В то же время в соответствии со ст.15 Федерального закона государство уважает внутренние установления религиозных организаций и их право действовать в соответствии с ними в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Каноническими установлениями иерархически построенных религиозных организаций, например православных или католических, предусмотрено, что образование местных организаций (приходов) происходит по благословлению епархиального епископа, что юридически оформляется выдачей подтверждения в регистрирующий орган о конфессиональной принадлежности создаваемой организации. Отзыв такого подтверждения из регистрирующего органа влечет прекращение деятельности местной религиозной организации в качестве структурного подразделения централизованной организации и лишает ее права использовать в дальнейшем наименование и другие реквизиты соответствующей церкви.

15. Может ли жилое помещение использоваться в качестве нахождения (юридического адреса) религиозной организации?

В соответствии с п.5 ст.11 Федерального закона для государственной регистрации местной религиозной организации в регистрирующий орган представляется документ, подтверждающий место нахождения (юридический адрес) создаваемой организации. Для государственной регистрации централизованной религиозной организации, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, в соответствии с п.7 указанной статьи Закона в регистрирующий орган представляется документ, подтверждающий место нахождения (юридический адрес) руководящего органа создаваемой организации.

Согласно п.3 ст.288 части первой и п.2 ст.671 части второй Гражданского кодекса РФ жилое помещение может использоваться только для проживания граждан и размещение в нем организаций не допускается. В этой связи жилое помещение не может быть использовано для размещения офисов религиозных организаций, образовательных, издательских, производственных и иных целей.

В то же время в соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона в жилых помещениях могут беспрепятственно совершаться богослужения, религиозные обряды и церемонии, что является основной целью и формой уставной деятельности местных религиозных организаций. В этой связи жилое помещение, предоставляемое религиозной организации ее участниками для реализации данных целей, может являться местом нахождения местной религиозной организации, что не противоречит указанной норме Гражданского кодекса , поскольку не связано с размещением в нем органов управления, иных служб и производств. Вместе с тем использование жилого помещения для проведения богослужений, религиозных обрядов и церемоний не должно нарушать общественный порядок и права проживающих в нем граждан.

16. Из ст.10 Федерального закона не вытекает, что в уставе религиозной организации указывается территория ее деятельности. Как тогда учитывать территориальную сферу деятельности организации, предусмотренную в п.7 ст.8 Закона ?

Согласно п.2 ст.52 части первой ГК РФ и ст.10 Федерального закона в уставе юридического лица указывается его место нахождения и не устанавливаются территориальные пределы деятельности. В то же время, как правило, религиозные организации указывают в своих учредительных документах территорию своей деятельности в соответствии с институционной и иерархической структурой религиозной организации. По смыслу Закона территориальной сферой деятельности местной религиозной организации является территория соответствующего городского, сельского или иного поселения, а централизованной организации - территория субъектов Российской Федерации, где имеются входящие в ее структуру местные организации.

17. Могут ли создаваться религиозные организации в местах исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы?

Создание религиозных объединений в государственных учреждениях и воинских частях запрещено Федеральным законом (п.3 ст.6). В соответствии со ст.8 Исправительно-трудового кодекса и ст.16 Федерального закона к лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, по их просьбе могут приглашаться священнослужители для совершения религиозных обрядов. С разрешения администрации данных учреждений для совершения обрядов и церемоний могут выделяться специальные молитвенные помещения (храмы). Религиозные объединения при этих храмах не создаются, поскольку реализация установленных законом прав религиозных объединений (свободно собираться беспрепятственно проводить богослужения, обряды, церемонии и пр.) противоречит правилам внутреннего распорядка в местах содержания под стражей. В соответствии с установившейся практикой открываемые храмы являются приписными к приходам, созданным и зарегистрированным вне пределов учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

Федеральный закон не устанавливает особого порядка перерегистрации религиозных организаций. Согласно п.3 ст.27 Закона религиозные организации, созданные до вступления его в силу, должны привести свои уставы и иные учредительные документы в соответствие с Законом и пройти перерегистрацию. В этой связи процедуру перерегистрации следует рассматривать как процедуру регистрации изменений и дополнений в уставе религиозной организации и проводить ее в соответствии с п.11 ст.11 Закона . Регистрирующий орган при перерегистрации местной религиозной организации вправе запросить у заявителя все перечисленные в п.5 ст.11 Федерального закона документы .

19.* Могут ли местные религиозные организации действовать на основании типовых (примерных) уставов, разработанных для них централизованными организациями.
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


Гражданский кодекс РФ предусматривает, что юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного типа. В п.1 ст.10 Федерального закона установлено, что религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной организацией. Во взаимосвязи с другими положениями Закона из этой нормы вытекает, что централизованная религиозная организация утверждает уставы религиозных организаций, создаваемых ею в порядке п.6 ст.8 Закона , а уставы местных религиозных организаций утверждаются учредительным собранием граждан. Таким образом, практика разработки типовых уставов для местных религиозных организаций законом не запрещается, однако они должны быть утверждены учредителями религиозной организации.

20. В каком порядке проводится перерегистрация религиозных организаций?

Поскольку Закон не установил очередность перерегистрации централизованных и местных религиозных организаций, то отсутствие перерегистрации централизованной организации не может служить основанием для отказа в перерегистрации входящей в ее структуру местной религиозной организации. Согласно п.3 ст.27 Федерального закона не производится перерегистрация религиозных организаций, в отношении которых имеются основания для их ликвидации либо запрета деятельности, указанные в п.2 ст.14 Закона .

21. Могут ли религиозные организации, не прошедшие перерегистрацию, быть учредителями централизованных религиозных организаций?

Согласно п.4 ст.8 Федерального закона централизованной религиозной организацией признается организация, состоящая не менее чем из трех местных религиозных организаций. Организационно-правовая форма "местная религиозная организация" и условия ее признания в качестве таковой введены в действие новым Федеральным законом. В этой связи религиозные организации до их перерегистрации не могут учреждать другие религиозные организации в порядке, предусмотренном п.4 и п.6 ст.8 Федерального закона.

22. Как быть, если при перерегистрации религиозной организации меняется вид организации и регистрирующий орган?

В правоприменительной и практике возникают ситуации, когда религиозная организация ранее была зарегистрирована Минюстом России, а согласно новому Закону является местной организацией и подлежит перерегистрации в территориальном органе юстиции. С другой стороны, организация, ранее зарегистрированная в территориальном органе, может подлежать перерегистрации в Минюсте России. В этом случае соответствующий регистрирующий орган производит перерегистрацию религиозной организации, а орган юстиции по месту ее прежней регистрации по заявлению религиозной организации и при предъявлении регистрационных документов издает распоряжение об исключении данных о религиозной организации из государственного реестра религиозных организаций, зарегистрированных в данном органе юстиции.

23. Может ли местная религиозная организация перейти из структуры одной централизованной организации в другую или при перерегистрации вступить в существующую централизованную организацию, будучи ранее зарегистрированной в качестве автономной религиозной организации?

Да, может. При этом ей следует внести соответствующие изменения и дополнения в устав организации и представить их для государственной регистрации. Поскольку порядок внесения изменений и дополнений в устав устанавливается согласно Закону в уставе религиозной организации, регистрирующий орган при проведении их регистрации должен проверить, что изменения и дополнения утверждены правомочным органом религиозной организации. Утверждение изменений и дополнений неправомочным органом или внесение их с нарушением установленной уставом религиозной организации процедуры влечет отказ регистрирующего органа в удовлетворении соответствующего заявления религиозной организации.

24. Может ли регистрирующий орган отменить свое распоряжение о государственной регистрации религиозной организации?

Отмена акта государственной регистрации религиозной организации влечет ее ликвидацию, как юридического лица. В соответствии со ст.61 части первой ГК РФ юридическое лицо, в случае осуществления деятельности, противоречащей его уставным целям или действующему законодательству, а также в иных случаях, предусмотренных законом, может быть ликвидировано решением суда по требованию соответствующих государственных органов, в том числе, органов юстиции.

Таким образом, отмена регистрирующим органом без решения суда распоряжения о регистрации религиозной организации, аннулирование ее учредительных документов и внесение об этом записи в государственный реестр религиозных организаций не основаны на законе.

25. Может ли местная религиозная организация создавать учреждения профессионального религиозного образования?

Местные религиозные организации в соответствии со ст.18 Федерального закона и ст.11 Федерального закона "Об образовании" могут быть учредителями образовательных учреждений, регистрируемых в качестве негосударственных образовательных учреждений. Что касается учреждений профессионального религиозного образования, то согласно п.6 ст.8 они создаются исключительно централизованными религиозными организациями. Целью духовных образовательных учреждений является подготовка священнослужителей и религиозного персонала. Они признаются религиозными организациями и подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном Федеральным законом.

26. В каких формах и какими видами предпринимательской деятельности может заниматься религиозная организация?

Согласно ст.117 части первой ГК РФ религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Следовательно, предпринимательская деятельность религиозных организаций может осуществляться только в пределах ее уставной правоспособности и в тех формах, которые предусмотрены законодательством. В частности, гражданское законодательство и судебно-арбитражная практика признают право религиозных организаций осуществлять предпринимательскую деятельность как непосредственно, так и путем учреждения для этого хозяйственных обществ с правами юридического лица. Отдельными видами деятельности, перечень которых установлен Федеральным законом от 16 сентября 1998 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" , религиозная организация может заниматься только после получения соответствующего права (лицензии) на осуществление лицензируемого вида деятельности.

27. Вправе ли религиозные организации создавать и содержать вероисповедальные кладбища?

Федеральным законом от 8 декабря 1995 года "О погребении и похоронном деле" предусмотрено создание вероисповедальных кладбищ, как мест погребения лиц одной веры. Решение о создании вероисповедальных кладбищ согласно ст.15 указанного Закона принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территории которых они создаются, по предложению массовых религиозных организаций, уставы которых предусматривают содержание вероисповедательных кладбищ.

28. Может ли религиозная организация продать получаемую гуманитарную помощь для использования вырученных средств в уставных целях?

Согласно п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1999 года N 1335 "Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации" продажа гуманитарной помощи (полная или частичная) запрещается.

29. Каков порядок представления налоговым органам информации о регистрации религиозных организаций?

Согласно п.1 ст.85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственную регистрацию организаций, обязаны подавать информацию о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях в налоговый орган по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года N 266 "О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков" данная информация должна содержать:

- сведения об органе, осуществившем государственную регистрацию (перерегистрацию) создания, реорганизации, ликвидации организации: наименование и место нахождения (юридический адрес) регистрирующего органа, идентификационный номер налогоплательщика:

- реквизиты документа о государственной регистрации: дата выдачи, серия и номер документа:

- сведения об организации: наименование и место нахождения (юридический адрес) организации:

- сведения о событии, подлежащем регистрации (перерегистрации): дата события, вид события (создание, реорганизация, ликвидация).

Кроме того, согласно п.3 ст.83 части первой Налогового кодекса Российской Федерации сама религиозная организация в течение 10 дней после государственной регистрации обязана подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявлением постановка на учет. Нарушение указанного срока или уклонение от постановки на учет влекут установленную законом ответственность.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Вопросы Федеральной регистрационной службы.
Сборник нормативных правовых актов и
методических материалов, том 3, Тюмень,
2005 год