Чем отличаются лекция от семинара, а семинар от тренинга.




Здравствуйте, дорогие друзья!

И в том, и в ином случае, нам хочется эффектно блеснуть навыками. Поразить знаниями и расположить к себе слушателей. Доводилось ли вам краснеть на выступлении, за свой внезапный ступор или вещание полной ахинеи в момент волнения?

Если да, то моя сегодняшняя статья, будет крайне полезна для вас. Ведь мы будем пытаться найти ответ на незамысловатый вопрос. Как проводить семинар ярко и результативно? Каким образом приручить панику и, открывшись людям, заряжать их полученными знаниями и положительной энергией?

Заработать звание «успешный спикер», не так уж и просто. Для этого нужно приложить определенные усилия, овладеть хитрыми фишками и конечно же, применять усвоенные азы на практике.

Вам ведь нравится слушать искусного мастера словотворства? Намного приятней следить за человеком, понимающим что он говорит, как и главное зачем! Если вопрос построения структуры семинара до этого был проигнорирован вами, то, думаю, после сегодняшнего материала, вы станете более грамотно относиться к правильной организации своего публичного выступления.

Итак, семинар - это очень популярный способ обучения и трансляции информации. К тому же, это касается различных областей знаний. Если вам в скором времени доведется провести нечто подобное в группе людей, а вы не знаете как это сделать, то воспользуйтесь советами, которые я для вас подготовила.

Идеальное соотношение разделов в семинаре - это деление на три основных этапа. Я опущу часть приветствия и знакомства, а упомяну теоретическую часть, практику и конечно же практические упражнения.

Понятное дело, что соотношение этих рубрик, будет напрямую зависеть от темы вашего предлога собраться и сложности усваиваемого материала. В особых случаях, можно попробовать заменить тренировочные задания и практику, двусторонним общением, что компенсирует нехватку коммуникации с слушателем.

И еще один важный аспект. Прежде, чем расписывать и наполнять материалом ваш личный сценарий мероприятия, стоит заранее определиться с формой повествования: это клубный семинар или мастер-класс? А быть может, это вебинар? Тренинг или презентация?

Подумайте над тем, как вам будет легче раскрыть тему и какими инструментами стоит воспользоваться?

Перед тем, как начать выступление, следует внимательно проверить необходимое оборудование. Вам уж точно понадобятся стулья, вода в бутылках, канцелярские принадлежности для анкет или заметок.

Если вы выбрали форму вебинара, нужно заранее установить на ноутбук соответствующие софты или программы по примеру Skype. Это сделает выступление более динамичным, современным и познавательным.

Для семинара клубного, который традиционно проводится за чашкой ароматного кофе или чая, потребуется подготовить провиант и продумать вкусные припасы.

И учитывайте, что вам скорее всего пригодиться дополнительное, а главное надежное оборудование. Если аудитория будет насчитывать огромное количество людей, то в отсутствии микрофона, вы рискуете быть неуслышанным и сорвать голос. Неплохо смотрится и трибуна, поднимающая спикера над основной массой людей, позволяя не упускать малейшие нюансы.

Что касается . Прежде всего, необходимо представиться аудитории. Помимо ФИО, я посоветую вам назвать регалии и представляемую компанию или должность.

Если на вашем мероприятии присутствует около 10 человек, попросите их представиться аналогичным способом. Во-первых, это создаст более дружелюбную и домашнюю атмосферу, во-вторых, на групповых заданиях или упражнениях им будет комфортней общаться друг с другом.

Если встреча предназначена для более широких масс, то, увы, возможности познакомиться с ними у вас не предвидится.

Конечно же, каждому из присутствующих, хочется понимать программу, на которую они пришли, выделив определенное количество времени. Растекаться по древу и превращать план в полную , я вам не посоветую.

Если вы заранее сделали программку и разложили по посадочным местам, все равно бегло пройдитесь по ключевым этапам встречи.

Наблюдения исследователей, говорят нам о том, что удерживать фокусировку и внимание людей более чем 20-30 минут очень трудно. Аудитория не воспринимает аудио поток и откровенно устает.

Для того, что бы избежать такого нюанса, я посоветую вам, перебивать собственный монолог заданиями и практическими упражнениями .

Выбирайте те вопросы, ответы на которые предотвратят возникновение второстепенных и вытекающих. Таким образом вы исключите возможность повторений и еще раз разжуете материал.

Каким бы интересный контент не был, помните о том, что выступление рассчитано не для вас, а для пришедших в аудиторию людей. Следите за реакциями, репликами и всеобщим настроением.

Старайтесь подавать сводки интересно и в форме живого рассказа. Читать с листа я вам не рекомендую. Это привнесет в зал чувство роботизированности и замкнутости, а так же неуверенности спикера.

Тренируйтесь излагать материал интересно . Так, если бы вы презентовали его близким или своим детям. Отсекайте стремление халтурить и не выкладываться на полную. Разнообразьте диалог видео сюжетами, разминками и перерывами для юморных перебивок или воспоминаний из жизни по теме.

Подготовьте задания для присутствующих заранее. Например, в распечатанной форме. Таким образом вы сэкономите время, разложив их на стуле гостей.

Задействуйте всех членов мероприятия. Распределите коллективные и индивидуальные упражнения так, чтобы у аудитории не возникло ощущение «одних и тех же игроков на поле».

Не выделяйте личностей из общего числа пришедших. Такой прием говорит о некомпетентном поведении и раздражает людей. Держитесь уверенно, добродушно и как можно отзывчивей.

Особым, ритуальным свойством обладает сертификат или свидетельство о том, то слушатель успешно прошел тот или иной курс дополнительного обучения выбранной темы.

Я советую вам оставить свои личные контакты и post-материалы, в которых вы обозначите программу на дальнейшие встречи, тренинги или мастер-классы.

Обязательно поинтересуйтесь по окончанию семинара у аудитории, что конкретно им понравилось? Какая информация была наиболее полезной и ценной? И что следует улучшить? Обратная связь в таком поприще не просто важна, она основополагающая!

Друзья, вот и подошла к концу сегодняшняя статья.

Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения. В комментариях расскажите о том, как вам удавалось проводить подобные мероприятия? Какие инструменты помогали вам реализовать семинар успешно? И с какими сложностями доводилось сталкиваться?

До встречи на блоге, пока-пока!

Слово «семинар» было известно еще древним грекам, которые изучали законы математики и геометрии, а также знакомились с мыслями философов именно при помощи данной методики.

Это особая при которой теоретические знания обязательно опираются на практику. Конечно, проведение семинаров со временем изменилось, но то, что данная методика существует до сих пор, свидетельствует о ее эффективности.

Суть проведения

Во время семинаров выступающий подает аудитории лекционный материал. При этом слова могут иллюстрироваться фильмами и слайдами. В дальнейшем начинается обсуждение, во время которого все участники могут высказать свое мнение или задать вопрос, а также попытаться применить полученную информацию на практике. Если учитывать такие особенности, то отвечая на вопрос о том, что такое семинар, с уверенностью можно говорить, что это которая позволяет достичь высокой эффективности.

Организация семинаров

Чтобы семинар прошел на высоком уровне и принес максимум пользы всем его участникам, следует сделать следующее:

  • составить план, по которому будет проводиться обсуждение того или иного вопроса;
  • выбрать людей, которые будут вести семинар, подавать информацию слушателям;
  • подготовить и распечатать необходимый материал, предназначенный для раздачи участникам семинара;
  • выбрать и соответственно оформить помещение, в котором будет проводиться обучение;
  • позаботиться о транспортных услугах - они могут включать транспортировку не только участников семинара, но и необходимого оборудования, которым планируется пользоваться при подаче информации;
  • организовать банкет или фуршет.

Следует отметить, что перед непосредственной организацией необходимо определить цель, тематику и форму мероприятия, а также его продолжительность (обучающие семинары, в форме коллективного чтения, дискуссии или конференции). Для оптимального планирования можно воспользоваться услугами соответствующих компаний, работники которых лучше знают, что такое семинар и как правильного его проводить.

Особенности бизнес-семинаров

На сегодняшний день бизнес-семинары проводятся как для представителей руководящих должностей, так и для менеджеров различных предприятий. Они служат не только инструментом для совершенствования практической работы, но и могут повлиять на имидж и репутацию учреждения.

В зависимости от тематики бизнес-семинар проводят в конференц-зале самого предприятия, в специальных залах бизнес-центров, а также в загородных пансионатах, курортных зонах и даже за рубежом.

Для максимально комфортного проведения семинара нужно обеспечить следующие моменты:

  • достаточное количество столов и рациональность их размещения;
  • наличие всех необходимых материалов (именных бейджиков, блокнотов, ручек и т. д.);
  • наличие сцены или трибуны для человека, который будет выступать;
  • наличие необходимых мультимедийных средств.

Дополнительные нюансы, на которые следует обратить внимание при организации семинаров

Если семинар предусматривает участие иностранцев, то следует позаботиться об их встрече и поселении. Важным моментом является организация питания. Так, семинары или любые другие формы подобного обучения должны иметь перерывы. Во время них участникам необходимо предложить чай, кофе, какие-то легкие закуски или бутерброды. Кроме этого, обязательно нужно выделить время на основной прием пищи, поскольку часто семинары затягиваются и продолжаются довольно долго. Следует отметить, что можно использовать кейтеринг - профессиональное обслуживание мероприятий, которое проводится на самом высоком уровне.

Если вы знаете, что такое семинар высокого качества, то обязательно подготовите печатную продукцию - программу его проведения, а также приглашение. Если планируется наличие иностранных гостей, то нужно позаботиться о синхронном переводе. Также следует тщательно организовать регистрацию и процедуру информирования людей, прибывших на семинар. При необходимости можно организовать встречу с представителями прессы и подготовить пресс-релиз.

Организация и проведение обучения пользователей работе со справочной правовой системой (СПС) КонсультантПлюс - это одна из задач Учебного центра, который является структурным подразделением ООО НКФ “Дельта-информ”.

Целесообразность проведения обучения

Целесообразность обучения пользователей работе с СПС КонсультантПлюс диктуется следующими обстоятельствами:

  • СПС КонсультантПлюс постоянно совершенствуется, новые свойства и возможности появляются в ней ежегодно, при этом внедрение новшеств в течение года подчас происходит не за один, а за несколько этапов;
  • самостоятельное освоение пользователями СПС КонсультантПлюс возможно, так как в системе есть “Руководство пользователя”, но на это уйдет гораздо больше времени, чем при обучении на семинарах, проводимых преподавателями Учебного центра;
  • многие пользователи, проработавшие в КонсультантПлюс 5, а то и 10 лет, но не проходившие обучения, возможности этой справочной правовой системы осваивают всего лишь процентов на 30 %.

Обучающие семинары, Программа обучения пользователей

В настоящее время преподаватели Учебного центра проводят обучение в двух формах: обучающие семинары и семинары-тренинги.

Обучающие семинары направлены на изучение всех свойств и возможностей системы. Поскольку их довольно много, то Программа обучения состоит из 2-х семинаров.

Семинар 1-го уровня ставит своей целью изучение только поисковых возможностей системы с использованием каждого из трех поисковых инструментов: Карточки поиска, Правового навигатора и Быстрого поиска. Это позволяет пользователям приобрести знания и практические навыки по поиску нормативных правовых актов и другой правовой информации. Для нас сегодня важнее то, чтобы 9 пользователей из 10 хорошо знали базовые, поисковые возможности системы, чем 1 пользователь из 10 знал и умел все или почти все.

Содержанием Программы семинара 1-го уровня являются:

Тема 1 “Введение. Общее знакомство со справочной правовой системой КонсультантПлюс. Стартовая страница и ее назначение. Единый информационный массив”

Тема 2 “Поиск документов по их точным реквизитам или при отсутствии информации о них с использованием Карточки поиска, Правового навигатора и Быстрого поиска. Выбор оптимального поискового инструмента”

Тема 3 “Основные возможности системы при работе с документом: Правая панель и ее назначение, печать документа или его фрагмента, печать списка документов с их реквизитами, сохранение в файл”

Семинар 2-го уровня ставит своей целью изучение тех дополнительных возможностей системы, знание которых позволит пользователю работать с найденными документами и другой правовой информацией эффективно, быстро, экономя свое рабочее время.

Содержанием Программы семинара 2-го уровня являются:

Тема 4 “Эффективные способы изучения и работы со списком документов и текстом документа. Сортировка документов в списке. Способы быстрого нахождения информации в тексте объемного документа. Постановка документов на контроль”

Тема 5 “Анализ правовой проблемы с помощью связей изучаемого документа с другими документами Единого информационного массива. Связи важнейшие, полезные, прочие и способы их нахождения”

Тема 6 “Инструменты по сохранению результатов работы пользователя и их использование для быстрого поиска правовой информации. Папки. Закладки. История поисков”

Виды обучения

Обучение пользователей осуществляется либо на групповых семинарах, проводимых в учебном классе нашей фирмы, либо на рабочих местах пользователей преподавателями Учебного центра или специалистами по информационному обслуживанию, закрепленными за конкретными организациями.

Обучающие семинары, проводимые в нашем учебном классе, являются наиболее эффективной формой обучения пользователей, так как каждый слушатель имеет возможность работать за отдельным компьютером, в спокойной обстановке, когда его никто не отвлекает по работе. В ходе семинара и в перерыве, когда всем предлагается чай – кофе, есть возможность пообщаться с представителями других организаций.

Так как по ряду причин некоторые пользователи не могут принять участия в обучающих семинарах, проводимых в нашем учебном классе, то в этих случаях обучение проводится на рабочих местах пользователей. При этом возможно как индивидуальное обучение, проводимое обычно с руководителями и их заместителями, главными бухгалтерами, начальниками отделов и подразделений, так и групповые семинара, проводимые со специалистами тех или иных отделов и подразделений.

Пользователи, проходящие обучение, обеспечиваются необходимыми методическими материалами.

Сертификация

По окончании семинара 1-го уровня все слушатели автоматически получают сертификаты, свидетельствующие, что пользователь изучил возможности системы, связанные с поиском документов и другой правовой информации, т.е., можно сказать, получил “среднее образование”.

Для получения “высшего образования” необходимо прослушать семинар 2-го уровня. При этом можно получить второй сертификат – “Профессионал”. Однако, в отличие от первого, его надо заработать, выполнив набор тестовых заданий, что делается только по личному желанию обучаемого.



Сертификаты, подтверждающие умение пользователя работать с правовой информацией, могут быть весьма полезны при трудоустройстве или при продвижении по служебной лестнице.

Место проведения и продолжительность обучения

Обучающие семинары 1-го и 2-го уровней, а также семинары-тренинги, проводятся в нашем учебном классе по адресу:
ул. Мичурина, 52 (ост. Аквариум), офис 606.

Продолжительность обучающего семинара или семинара-тренинга -
порядка 4-х часов.

Для удобства слушателей семинары проходят
с 9.00 до 13.00 или с 14.00 до 18.00.

Обучение проводят квалифицированные преподаватели, имеющие право проводить обучение по курсу “Справочно-правовые системы КонсультантПлюс”: СОКОЛОВ Валерий Федорович

Юлия Ходорковская

Одним из самых актуальных вопросов в кадровой политике - проведение тренингов с персоналом, различных по своей сути, тематике и направленности. Рассмотрим все нюансы и подводные камни этой очень важной составной части кадровой политики.

Основные вопросы, которые мы поднимем, это:

  • что такое тренинг и чем он отличается от других форм обучения?
  • какие именно тренинги проводить (по направленности) и чем они отличаются друг от друга?
  • когда именно стоит проводить тренинги?
  • каких результатов можно ожидать после проведения тренингов?
  • как замотивировать персонал на прохождение тренингов?

Но, сначала определимся в терминах.

Что такое тренинг? Тренинг - это модель реальной деловой жизни. В этой модели в концентрированном виде проявляется то, что в менее явных формах присутствует в жизни вообще. Наиболее распространенные формы обучения – это тренинг-семинар и сам тренинг. В чем же отличие?

Тренинг-семинар.

Более чем 90% обучающих программ, продающихся сейчас на рынке и называющихся «тренингами», по сути своей являются тренингами-семинарами.

Форма. Тренинг-семинар - больше всего напоминает лекционное занятие, совмещающееся с практикумом и/или семинаром. Участникам излагают различные теоретические схемы и алгоритмы решения проблемы. Затем - иногда - предлагается опробовать предложенные схемы в коротких практических упражнениях. Причем, соотношение теории и практики выглядит примерно как 90% к 10%.

Результат. Нередко именно на тренинге-семинаре у участников возникает, так сказать, озарение вроде «теперь-то я знаю, как это происходит на самом деле» или «а все, оказывается, не так уж и сложно (так просто)!» Действительно, результатом тренинга-семинара является рост информированности, ощущение «да, я знаю – как».

Сфера применения. Тренинг-семинар адекватен задаче тогда, когда нужно, чтобы участники после тренинга знали некий теоретический объем информации (введение в должность, первичный этап подготовки).

Однако тренинг-семинар - не панацея, и во многих случаях как форма обучения является первой ступенью в целевой программе или промежуточным (подготавливающим) для прохождения 100%-го тренинга. Чтобы успешно продавать или управлять людьми, теоретических знаний, как показывает практика, недостаточно. Недостаточно знать , как продавать ту или иную услугу (товар), как правильно поставить задачу подчиненному или как повысить его мотивацию, нужно еще уметь это делать.

Стопроцентный тренинг.

Тренинг – это активный способ обучения, который максимально вовлекает участников в групповую работу: выполнение упражнений, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры и т. д.

Форма. Стопроцентный тренинг - в определенной мере противоположность тренингу-семинару. Стопроцентный тренинг - это тренинг в полном смысле слова, то есть тренировка. Состоит на 10% из теории и на 90% из практических занятий.

На практических занятиях отрабатываются типовые сложные моменты, ошибки, приводящие к сложным ситуациям (конфликтам, упущенной выгоде), отрабатываются приемы для решения сложных ситуаций.

Каждый участник тренинга применяет каждый из тренируемых навыков несколько раз, в нескольких играх, упражнениях. После каждого упражнения он получает обратную связь: другие участники и тренер говорят, насколько успешно было выполнено упражнение. Вместе анализируют все плюсы и минусы проявленные участником деловой игры и затем, корректируя свои действия на основе такого «взгляда со стороны», участник снова и снова тренирует навык. Очень часто во время проведения тренинга ведется видеосъемка для наглядной последующей демонстрации участникам уровня выполнения упражнений.

Результат: отработанные навыки, выработка стереотипных приемов - недоступных и неиспользуемых до тренинга - и, как следствие, ощущение «да, я умею». То есть, попросту говоря, люди возвращаются на рабочее место и выполняют прежние задачи уже по-другому.

Сфера применения. У стопроцентного тренинга также свои «границы применимости». Например, он оптимально подходит для того, чтобы перевести полученные на тренинге-семинаре знания в умения (навыки). И, напротив, стопроцентный тренинг не подходит в случаях работы с неподготовленным персоналом.

Однако, стопроцентный тренинг на рынке сейчас, скорее, редкость.

Оптимальное форма подготовки – это последовательное сочетание тренинга-семинара и стопроцентного тренинга. Т. е. в первый день проводится тренинг-семинар, а во второй сам тренинг.

Какое количество участников группы допустимо для проведения тренинга?

Если вам ответят, что количество участников может быть любым, то речь, однозначно, идет о тренинге-семинаре. Для проведения стопроцентного тренинга возможна группа в составе не менее шести, но не более двенадцати – пятнадцати человек. Действительно, отработать навык несколько раз, получить обратную связь можно только в группе, не превышающей 15 человек. Нижняя граница - 6 человек - объясняется тем, что упражнения на отработку проходят как работа в парах или в группе.

Теперь, когда мы разобрались в том, что такое тренинг и чем он отличается от тренинга-семинара, хотелось бы понять, какие же виды тренингов представлены (в основном) сейчас на рынке для салонов красоты (какой тематики).

  • По технике продаж
  • По стандартам сервисного обслуживания клиентов
  • Продукт-тренинги
  • Командообразующие
  • Тренинги личностного роста или психологические тренинги.

Тренинг по технике продаж – учит персонал КАК продавать товары и услуги. Основная задача тренинга – научить персонал четко понимать и применять алгоритм продаж (пять этапов продаж), уметь задавать вопросы для сбора информации о потребностях клиентов, уметь выделять особенности и преимущества товаров и услуг, уметь отрабатывать возражения клиентов и выявлять скрытые резервы продаж.

Тренинг по стандартам сервисного обслуживания клиентов – направлен, в основном, на отработку у персонала знаний и навыков общения с клиентами. Стандарты телефонных переговоров, встречи и проводы клиентов, поведение персонала на рабочем месте, общение с клиентами во время консультирования и обслуживания, решение конфликтных ситуаций с клиентами, постановка протоколов проведения процедур и ритуалов и т. д.

«Продукт-тренинг» - направлен на то, чтобы объяснить и научить персонал понимать ЧТО именно они продают, т. е. выделить особенности и преимущества товаров и услуг, в т. ч. по отношению к конкурентам. Особенно этот тренинг актуален по той простой причине, что зачастую персонал не знает характерных отличий своей профессиональной продукции салонов красоты от других профессиональных марок, и тем более отличий от продукции розничных магазинов, аптек и парфюмерных магазинов.

Командообразующий тренинг – направлен на сплочение коллектива внутри салона. Мое лично отношение к данному тренингу – категорически отрицательное. Объясню почему. Тут как нельзя более кстати вспомнить следствие из принципа Питера «любое управленческое решение плодит новые проблемы». Вы сами себе в будущем создаете огромную головную боль, по поводу управления этой уже профессионально обученной командой. Группы, как правило, дружат не «за что-то», а «против кого-то». Угадайте с трех раз, против кого будет дружить ваш коллектив?

Далее, в салонах комплексного типа работают не только парикмахеры и специалисты ногтевого сервиса, но и медицинский персонал со средним специальным образованием (косметики), а так же доктора (дерматовенерологи, физиотерапевты и т. д.). У этих специалистов, с социальной точки зрения, разный менталитет и попытки всех их «заставить» дружить, скорее всего, будут, мягко говоря, не успешны. И последнее, мое личное наблюдение из практики – чем более дружный у Вас коллектив, тем выше вероятность перерасхода товарно-материальных ценностей и ресурсов (деньги, материалы и, наконец, клиенты)!

Основной базовый принцип командообразования - это единая система ценностей, которую Вы декларируете при приеме персонала и в дальнейшем поддерживаете, коллективное начисление бонусов и переводной процент за проведение клиента по всему ассортиментному кругу салона. Работает лучше, чем все командообразующие тренинги вместе взятые!

И последний вид тренинга – тренинг личностного роста , проводимый, как правило, профессиональными психологами. Их целью является работа с комплексами и трудными состояниями, мешающими человеку состояться в жизни, тормозящими его. Работа в группе личностного роста предполагает предельную открытость и откровенность. Проблема в том, что некоторые психологи-практики, спекулируя на тезисе, что личные проблемы человека являются тормозом его профессиональной успешности, пытаются продавать тренинг личностного роста как бизнес-тренинг. В результате, сотрудники, мотивированные на обучение бизнес-навыкам, на тренинге испытывают настоящий шок, когда психолог провоцирует их на «психологический стриптиз» в кругу сослуживцев.

Мой совет - не мучьте ваших специалистов. Не нужны им психологические тренинги! Не надо пытаться превратить вашего парикмахера в Юнга. Он же ведь с этими полученными знаниями потом идет и «вываливает» все это на голову ничего не подозревающему клиенту. Бывает, что сотрудники с опаской спрашивают: «Скажите, а тренинги у вас не психологи ведут?» За этим вопросом стоит глубокая травма, полученная на психологическом тренинге.

Участие в тренинге личностного роста, который кстати истинными профессионалами своего дела и проводится только в индивидуальной форме, т. к. он априори не может быть групповым!, может быть только личным делом каждого человека, а никак не организации. Не путайте Бабеля с Бебелем! Это все равно, что фирма закажет службу в храме для своих сотрудников и сорганизует массовый выход не неё.

Когда, обычно, проводятся тренинги с персоналом?

Причина первая - подготовительное мероприятие перед открытием салона.

Причина вторая - когда проблема очевидна: падение оборота или его не достижение в соответствии с намеченными планами.

Причина третья - в профилактических целях: чтобы ситуация не стала хуже или как профилактическое действие по прошествии определенного периода.

Не оценивая, хорошо это или плохо, давайте задумаемся, почему тренингом персонала озадачиваются чаще, чем другими, не менее важными вопросами: структурой ассортимента, качеством продукции, выкладкой товара, системой заработных плат, корпоративной культурой и т.д.? Наверное, потому что специалисты - самое важное, заметное и неотделимое звено в салоне. Действительно, где собираются вместе реклама, маркетинг и менеджмент, как ни на рабочих местах наших специалистов? Поэтому носителем и выразителем комплексной проблематики для потребителя – всех четырех P маркетинга. («Product, Price, Place, Promotion -В русском варианте: Продукт, Цена, Каналы, Реклама и Промоушн. прайс промоушн продукт) и является никто иной, как мастер. Он как гонец, которому отрубают голову за то, что он несет плохую весть.
Важно понять, видя, что специалист работает недостаточно хорошо, в чем же «зашита» реальная проблема, и только после этого приступать к решению. Ведь только в школьных задачах зона постановки на 100% совпадает с зоной решения, и уж если кто-то вышел из пункта А, то всегда прибудет именно в пункт В.

Поэтому, при всей своей явной пользе, не всегда нужно начинать что-то менять в жизни салона именно посредством тренингов. В одних случаях необходим не только и не столько сам тренинг, а аудит всех бизнес-процессов. В других случаях, перед проведением тренинга, необходима сначала «постановка инструментов», необходимых для воплощения результатов тренинга в живые деньги - самой технологии продаж и обслуживания в целом, внедрение фирменных стандартов. В третьих случаях – можно ограничится непосредственным проведением тренинга.

При правильном подходе тренер, перед началом работы, обязательно выяснит, действительно ли клиенту нужен тот тренинг, который заказан (на профессиональном языке это называется предварительной диагностикой) и попросит предоставить ему следующую информацию:

  • о ситуации, в которой находится салон в настоящий момент (его ценовая и ассортиментная политика, система управления салоном в целом и персоналом в частности, а также политика работы с клиентами);
  • какие изменения претерпели указанные показатели за ближайшие полгода (тренд – тенденция);
  • о желаемых результатах и целях для проведения тренинга;
  • о системе материального и морального стимулирования персонала (система начисления зарплат);
  • о кадровом составе (о рейтинге специалистов, их образование и профессиональные навыки, внутренние лидеры и группировки);
  • какие тренинги и с какими результатами проводились ранее.

Очень важный критерий, на основании которого бизнес-тренером принимается решение, будет ли он проводить тренинги в конкретном салоне – это согласование с руководителем салона после проведенного аудита бизнес-процессов внесения возможных изменений в структуру управления продажами (от ассортиментного ряда до начисления зарплаты).

Потому что, если Вы не готовы поменять ситуацию в тех случаях когда это необходимо, допустим, начисления зарплаты персонала (процентов с продаж услуг и товаров), то и проведение любого тренинга не принесет того эффекта, который от него ожидают. Причина одна – отсутствие адекватной материальной заинтересованности и реальных инструментов интересных персоналу прежде всего в финансовом эквиваленте – как «результат в сухом остатке».

Вот мы плавно и подошли к вопросу, а каких же именно результатов можно ждать от тренингов?

Прежде всего должна быть сформирована простая и доступная, абсолютно логичная и понятная всем участникам тренинга система понятий. Вскрыты все проблемы – их причины и закономерности их возникновения. Показаны (на бизнес-моделях и в деловых играх) пути их решения. Отработаны практические приемы и деловые навыки (опять же, в деловых, как ролевых, так и ситуационных играх) по использованию показанных и отработанных эффективных схем и методов.

Кроме того, для достижения эффекта необходима постоянная работа по закреплению/обновлению знаний по стандартам продаж и продвижения товаров или услуг. На западе эта всеобъемлющая концепция управления персоналом, получившая очень широкое распространение, называется «Тренинг энд Девелопмент» (обучение и развитие), причем в Европе она применяется даже на небольших предприятиях сферы услуг – «семейных» салончиках, ресторанчиках и химчистках – на постоянной основе!

Однако, многие руководители столкнулись с необходимостью обучения сотрудников и, осуществив свое желание, начинают испытывать волнение, что квалифицированный персонал уйдет к конкуренту. Правильно волнуются. Для того, чтобы исключить или снизить «кадровую текучку» обязательны следующие условия:

  • Клиентоориентированный менеджмент. Говоря о клиентоориентированности, подразумевается отношение как ко внешним, так и к внутренним клиентам – нашему персонал, т. к. он также является «своеобразным потребителем» собственно того «продукта», коим и является ваш салон. Мастера так же как и клиенты либо «покупают» (читай, принимают) бизнес – модель салона, «примеряя» ее как на себя лично, так и на своих нынешних и будущих клиентов, либо нет, принимая решение - будут они работать в Вашем салоне или нет.
  • Конкурентоспособная заработная плата.
  • Корпоративная культура – совмещение двух параметров - создание социально-психологического климата и внимание к индивидуальным особенностям человека.

И последнее, как замотивировать персонал на прохождение тренингов?

Классический для нашей индустрии вопрос – где взять хорошего специалиста? Классический ответ, который дают – выучить и вырастить!

Но, простой с виду совет оказался достаточно сложен в применении. Далеко не все сотрудники горят желанием учиться и повышать свою профессиональную компетентность. Довольно часто, отправляя сотрудников на учёбу, руководитель сталкивается с сопротивлением, а то и саботажем. Что же делать? Есть два пути.

Первый - угрожать, штрафовать и наказывать. Низкая эффективность и возможность конфликтов делает этот вариант малопривлекательным.

Второй путь - понять причины сопротивления и устранить их. Эффективность этого решения значительно выше.

Почему они не хотят? Причины нежелания учиться можно разделить на два блока.

Первый блок связан с весьма серьёзной проблемой: необходимость обучения очевидна далеко не всегда. Если сотрудник работает неплохо, сам удовлетворён процессом и результатами, то ему сложно понять, зачем тратить рабочее или свободное время на обучение. Когда руководителя сложившаяся ситуация устраивает, можно оставить всё как есть. Лучшее - враг хорошего. Незачем ремонтировать то, что и так работает. А если руководитель хочет улучшений? В этом случае требуется адекватизация представлений сотрудника о собственной профессиональной компетентности. Руководитель должен помочь своему подчинённому увидеть необходимость в обучении. Это, кстати, и одна из стандартных задач тренинга – выведение персонала из состояния «БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ» (не понимание собственной некомпетентности) в состояние «ОСОЗНАННОЙ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ».

Способов здесь несколько:

  • аттестация;
  • выделение и измерение ключевых показателей эффективности;
  • сравнение с другими (лучшими) сотрудниками.

Результат: сотрудник осознаёт, что ему есть чему учиться. Представление работника о собственной профессиональной компетентности становятся более адекватными.

Второй блок - страхи. В компаниях работают живые люди, и у них хватает личных особенностей. Многим сложно согласиться на дополнительное обучение, поскольку для них это равнозначно признанию своей некомпетентности. Некоторые боятся, что их будут оценивать, как в школе. Другие опасаются (иногда справедливо), что тренинг повлечёт за собой кадровые перемены в компании, связанные с увольнением сотрудников. У кого-то был негативный опыт краткосрочного обучения - пострадала самооценка, не повезло с тренером, обучение показалось бесполезным.

Для работы со вторым блоком - страхами сотрудников давайте обратимся к разработкам известного российского психолога Д. Хломова. По его мнению, будущую деятельность человек воспринимает положительно, если:

а) Она для него безопасна;
б) Хоть немного знакома;
в) Хоть как-то была подготовлена им.

Рассмотрим, что это значит применительно к нашей теме.

Безопасность

Сотруднику нужно иметь гарантии, что обучение не несёт в себе угрозы. Следовательно, тренинг должен быть именно обучением, а не оценкой или проверкой. Недопустимо связывать тренинг и последующие кадровые перестановки. Логическая связка «после - значит из-за» не всегда справедлива, и всё равно очень популярна. Поэтому, повышения и увольнения нужно привязывать к результатам работы, а не к тренингу. Даже в случае, если окончательное решение было принято именно после обучения.

Чувство «небезопасности» больше всего вызывает неизвестность. Чем меньше мы знаем о том, что предстоит, тем выше наша тревожность. Поэтому, чем больше сотрудник будет знать о будущем тренинге, тем лучше. Чётко и внятно объясняйте цель обучения - это обязательно.

Подготовка

Предупреждайте сотрудников о месте и времени проведения тренинга минимум за месяц. Несколько раз напоминайте им о приближающемся обучении. Людям необходимо иметь возможность скорректировать свои планы. Если сотруднику нужно забирать ребёнка из детсада, а вместо этого ему приходиться сидеть на тренинге, то нервозность такого участника будет портить работу всем.

Мотивация

Разобравшись с профилактикой сопротивления, руководитель решает значительную часть проблем, связанных с обучением. Но остаётся ещё одна - как замотивировать сотрудников на прохождение конкретного тренинга?

Прежде всего, твои сотрудники должны понимать, что обуче­ние - это не очередное проявление волюнтаризма и насилия со сто­роны первого лица, а престижное и нужное им мероприятие. По­этому умные руководители не «загоняют» на обучение всех, кто попадется им под горячую руку, а отбирают достойных, тех, в кого имеет смысл вкладывать деньги. Обучение должно быть частью системы мотивации, поощрением, а не наказание в виде лишения выходных дней.

Итак, подведем итоги.

Формула тренинга:

ХОТЕТЬ – ЗНАТЬ – УМЕТЬ

Для эффективости тренинга необходимо:
1. Определить потребность в обучении (зачем, чему и кого учить) и точно сформулировать цели и задачи тренинга.
2. Правильно подобрать сотрудников и сформировать у них мотивацию на активное участие в тренинге.
3. Продумать систему посттренинговых мероприятий по закреплению результатов, полученных на тренинге.

Алгоритм работы с бизнес-тренером:

ДИАГНОСТИКА – ТРЕНИНГ – АУДИТ

Помните: расходы на обучение - это не издержки, а стратегические инвестиции в завтрашний и послезавтрашний день.

форма организации урока, в которой укрупненная или ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития (В. В. Гузеев).

Отличное определение

Неполное определение ↓

СЕМИНАР

один из осн. видов практич. уч занятий Специфика С - в коллективном обсуждении учащимися (слушателями). сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими самостоятельно под руководством преподавателя Предназначается для углубленного изучения темы или раздела курса В процессе семинарских занятий слушатели овладевают методологией изучаемой отрасли науки, приобретают навыки самостоят.работы и ее оформления (устного или письменного изложения, аргументированной защиты собств. выводов и т и). Одним из осн. условий проведения С является наличие доступных каждому слушателю источников книжной и др. лит-ры, справочных материалов и т.н. Руководитель С проводит со слушателями беседы, в к-рых разъясняет цель, тематику и содержание предстоящего С, дает необходимые указания по подготовке сообщений, докладов и т и, носящие гл. обр. методологич. характер.

В российской школе С начинаются обычно на завершающей ступени базового шк. образования Самостоят.поиск учащегося во время предварит подготовки С осуществляется при значит. корректирующей помощи учителя Кроме того, ход дискуссии на С также должен планироваться учителем в интересах развития навыков семинарской работы учащихся Для первых семинаров важно учитывать ряд особенностей не все вопросы, выносимые на обсуждение, должны готовиться всем классом, он может быть разбит на группы, каждая из к-рых готовит свой вопрос, объем рекомендуемой лит-ры сводится до минимума и к ней даются четкие поисковые ориентиры (вплоть до указания конкретных страниц источника, на к-рых следует искать материал для ответа на вопрос), самостоят.проработка учащимся источников пока невелика, в то время как значит. роль принадлежит инструктажу учителя и т. п.

Эффективность С значит. ельно возрастает, если учитель заранее продумает желательный ход дискуссии, в т.ч. «неожиданные» вопросы и т и, к-рые заставят школьников самостоятельно искать пути решения возникшей проблемы, помогут отказаться от привычных штампов и стереотипов мышления и создать условия для выявления личной позиции ученика С позволяет моделировать любую ситуацию и использовать ее в уч. и воспитат. целях Учащиеся 8-х кл должны приобрести след навыки работы с первоисточниками по вопросам, заранее заданным учителем и в форме, им определенной (конспект, тезисы, план устного выступления и т и), реферирования, составления краткого доклада, сообщения, самостоят.проработки дополнит лит-ры по теме, составления таблиц, схем, графиков и т и, участия в коллективном обсуждении.

На старшей ступени ср. школы расширяется число уч предметов, по к-рым практикуется организация С Постепенно уменьшается инструктивная роль учителя и углубляются возможности самостоят.поиска и творчества учащихся С расширением числа уч предметов становится актуальной координация усилий учителей-предметников в выработке общих позиций и подходов к организации С Заинтересованные учителя с этой целью собираются на оперативные совещания в рамках метод объединений и т.п.

В старших классах возможно использование не только С повторительно-обоб-щающего типа, но и С -поиска, воспитат. цель к-рых состоит в содействии формированию творчески мыслящей личности Эта тенденция становится преобладающей на С в выпускных классах Учащиеся способны освоить работу с разнообразными первоисточниками, научиться анализировать разл точки зрения по проблеме в ходе реферирования и подготовки к С, уметь самостоятельно обобщать, делать выводы, давать аргументированные оценки, рецензировать лит-ру по теме, выступления одноклассников, при этом особенно важно овладение навыками ведения дискуссии, защиты своей точки зрения при уважительном отношении к мнению оппонента

В выпускных классах на С учащиеся могут приобретать навыки исследоват работы по ряду уч предметов, при этом важное значение имеет сознательное использование общенауч. категорий (в объеме шк. курса), умение делать обобщения и выводы на основе широких межпредметных связей. К этому времени учитель может не предопределять задачи работы с первоисточниками и сами формы С., а лишь формулировать его общую цель и в качестве промежуточных ступеней к ней - отд. вопросы для обсуждения.

Переход к творческим С. необходим как мера, подготавливающая учащихся к продолжению образования; в ср. спец. и высш. уч. заведениях именно последний тип С. преобладает в уч. процессе. Кроме того, значит. число семинаров-повторений (особенно в 9-х кл.). может привести к перегрузке учащихся однообразной работой по ряду уч. предметов, т. к. повторение большинства тем обычно совпадает по времени - гл. обр. в конце четвертей.

Отличное определение

Неполное определение ↓