Сценарий театральной постановки к празднику победы. Сценарий театрализованной постановки, ко дню победы Маленькие зарисовки спектаклей ко дню победы




Спектакли, в которых затронута тема войны, никого не оставляют равнодушным. Пронзительные и драматические постановки всегда находят отклик в сердцах зрителей. К сожалению, многие спектакли о Великой Отечественной войне идут весной, перед Днём Победы. Но и в другое время их можно найти в репертуаре некоторых столичных театров.

Информацию обо всех спектаклях, рассказывающих о трагических страницах истории середины XX века, можно посмотреть в нашей рубрике . В этом обзоре мы представляем Вашему вниманию 10 военных постановок, которые будут интересны родителям и подросткам.


Можно попросить Нину? (Московский областной театр кукол)

с 12 лет

В основе спектакля, что идет в Московском областном театре кукол , лежит рассказ Кира Булычева. Это фантастическая история о том, как простой телефонный звонок может преодолеть любые расстояния и даже десятилетия, воскресить страшное военное прошлое и создать светлую мечту о будущем.

В 1972 году Вадим Николаевич звонит по телефону, но попадает не туда. Трубку поднимает 13-летняя Нина, которая живет в холодной квартире в Москве 1942 года. О чем будут говорить два человека, которых разделяет время и пространство, и чем мужчина сможет помочь голодной девочке? Роли главных героев исполняют куклы. А за всем происходящим зрители наблюдают через окошки простого ящика. В ходе спектакля демонстрируются кадры военных лет.

Продолжительность: 1 час.
Отзывы и фотоальбом


Если ворон в вышине.. (Новый Арт Театр)

с 12 лет

Спектакль "Если ворон в вышине.." в Новом Арт Театре настолько глубок и эмоционален, что затрагивает самые тонкие струны души. Это рассказ о настоящих чувствах. О живых людях, оказавшихся в тяжелых условиях войны, но не потерявших человеческое лицо. О тех молодых ребятах и девчатах, которых заставили стать героями сложившиеся трагические обстоятельства.

Действие происходит в 1942 году, в заброшенном особняке недалеко от линии фронта… Пьеса сквозь смех и слезы рассказывает о фронтовой любви, солдатской дружбе, тяжелом военном быте, и в то же время возвращает зрителей в день сегодняшний. В конце звучит песня Булата Окуджавы "Если ворон в вышине.." А в антракте зрителей угощают полевой кашей.

Продолжительность: 2 часа 30 минут, с антрактом.
Отзывы и фотоальбом


Ленинградка (Театр Кукол им. Образцова)

с 12 лет

Кукольную притчу о блокаде Ленинграда в Театре Кукол им. Образцова подросткам лучше смотреть вместе с родителями, чтобы потом, после просмотра, обсудить увиденное. Постановка заставляет задуматься и поразмыслить над увиденным и младшее, и старшее поколение.

Перед глазами зрителей - мир одинокой девочки Вали. Шкаф – ее единственное прибежище в разбомбленном доме. А домовой - единственный, кто охраняет, заботится о ней и помогает выживать, как может. В роли актеров - куклы. Большая часть спектакля состоит из кадров военной кинохроники. Звучит музыка группы «Сплин». И хотя спектакль кукольный, детей младше 12 лет на него лучше не приводить.

Продолжительность: 1 часа 20 минут, без антракта.
Отзывы


Судьба одного дома (Театр Российской армии)

с 12 лет

Полифоническое повествование о войне, где переплелись cразу шесть историй. Литературной основой послужили произведения отечественных авторов: «Проклятые и убитые» В. Астафьева, «Берег» Ю. Бондарева, «Сотников» В. Быков, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Женя, Женечка и “катюша”» Б. Окуджавы и В. Мотыля.

Шесть героев, шесть трагических судеб, объединенных домом, в который они переехали перед войной. Что пережило то поколение, как боролось с врагами и какие поступки совершало - все это пронесется перед глазами зрителей Театра Российской армии .

Продолжительность: 4 часа, с антрактом.
Отзывы


Не унывай! (Театр Русской Драмы п/р Щепенко)

с 12 лет

Спектакль поставлен по известной каждому со школьной парты поэме Твардовского «Василий Теркин». Неудивительно, что в зрительном зале присутствует много подростков. Под звуки симфонии Шостаковича бравый солдат появляется на сцене в исполнении 12 актёров, за спинами которых любимые девушки, матери, дочери, огромная страна, что они отстояли.

Декорация-трансформер становится то гатью, по которой через болота шагает русский солдат, то бортом грузовика, то единым щитом, спасающим жизни бойцов... Спектакль повествует о несгибаемости русского духа, его твердости и нежелании отступать, пока жива хоть какая-то надежда. В самой безвыходной ситуации, в самом отчаянном положении, главное – не унывать! "Не взорвемся, так прорвемся, живы будем, не помрем", - слушая эти строки, веришь актерам безоговорочно.

Продолжительность: 1 часа 30 минут.

Сценарий 9 мая - сценарий 9 мая - сценарий 9 мая - сценарий 9 мая Театрализованное представление к 60-летию Победы - сценарий 9 мая (до начала в зале звучат песни военных лет)

(звучит текст, записанный на фонограмму)

Памяти павших, памяти вечно молодых солдат и офицеров, оставшихся на фронтах Великой Отечественной войны, посвящается.

Славным ветеранам Великой Отечественной войны, победившим, подарившим миру жизнь и счастье – посвящается!

Поколению, вступившему в жизнь. Тем, кому сегодня 17. Тем, кто не знает, что такое война посвящается. Чтобы помнили… Чтобы поняли…

(звучит музыка, на сцене появляются ведущие, слова ведущих звучат на фоне музыки)

1 ведущий:

Дорогие наши ветераны Великой Отечественной войны, воевавшие и завещавшие нам жизнь, к вам обращаемся мы, рискнувшие постичь суть вашего поколения победителей и рассказать вам о вас.

2 ведущий:

Рассказать тем немногим, что ныне живы и здравствуют, рассказать, чтобы воскресить перед вашим мысленным взором всё, что дорого и свято.

1 ведущий:

Рассказать, чтобы воздать должное вашему поколению, чтоб хоть этим немногим отблагодарить за любовь к Родине, честью которой вы дорожили, за любовь к людям, жизнь которых вы защищали, за свет ваших душ, за мудрость и доброту.

2 ведущий:

Мы расскажем сегодня о наших ровесниках, которым в 1941 году исполнилось семнадцать. О тех, кто из-за школьной парты бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады.

1 ведущий:

Мы хотим увидеть, услышать, понять их – наших сверстников, бросавших свои мальчишеские тела под фашистские танки и на амбразуры дотов. Месивших своими обмороженными, стёртыми в кровь, опухшими ногами осеннюю грязь и зимний снег.

2 ведущий:

Кто они? Какими они были? Мы хотим представить себе хотя бы некоторых из них, тех, кто дошёл до конца этой страшной дороги войны и тех, кто пал смертью храбрых в один из этих дней, на одном из её километров…

Потому что нельзя ценить и защищать мир, не зная, какой ценой он достался.

1 ведущий:

Мы не помним поросшие бурьяном и ржавчиной поля, пресный вкус кирпичной пыли на руинах городов и деревень, запах смерти – не символический, а реальный.

Мы не можем это вспомнить и заново пережить, потому что это было не с нами. Но мы хотим сегодня вместе с вами попытаться воссоздать для себя атмосферу тех дней, постараться представить, как это было!

2 ведущий:

Более 20 млн. людей – мужчин, женщин, детей – унесла война. Им уже не помочь. Они не требуют сострадания и участия. Но мы должны о них помнить!

И пусть наш рассказ будет обращён ко всем, обязанным вам жизнью, чтобы помнили…

(музыка звучит громко, ведущие уходят со сцены, на сцене под громкую музыку появляются «Память», «История», «Совесть»)

Память :

Прошло 60 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах, потому что у времени есть своя память – история.

Так давайте же перелистаем несколько страниц той далёкой войны и вспомним, как всё это было…

История :

Совесть :

Июнь …клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Память :

Та ночь была полна июньской прелести,

Для них она не пожалела света.

Грядущим аттестатом зрелости

Их озаряло это лето…

История :

Завтра рощ испугаются птицы,

Завтра птиц не признают леса…

Это всё только завтра случится,

Через 24 часа…

(громко звучит музыка, на сцене, смеясь, появляются выпускники школы 1941 года, музыку сделать тихо)

Девушка 1:

Какое утро! Какой рассвет! Вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь.

Всё когда-нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь.

Вот и пролетело детство золотое. Прощай школа, прощай учителя, прощайте, однокашники! Что нас ждёт впереди? Неизвестность…

Девушка 2:

Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов.

Девушка 3:

Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем.

Может кто-то даже замуж выскочит.

Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика!

Девушка 3:

А я теперь не знаю, что мне делать. Эта тройка по химии мне так мешает!

Тань, да брось ты расстраиваться. Ну, подумаешь, одна тройка по химии. У меня их пять, что же мне теперь и жить не стоит?

Девушка 3:

Тебе хорошо рассуждать, ты едешь работать в тайгу, а мне в институт поступать надо. И куда мне теперь с этой тройкой?

Девушка 2:

Ты, правда собираешься уехать в тайгу?

Правда. Хочу жизнь посмотреть в других местах. Поедем со мной!

Девушка 2:

Вот ещё, придумал, я из родного города никуда. Буду учиться здесь в педагогическом, а потом в родную школу вернусь…

Представляешь, лет, этак, через 10 ты станешь заслуженным геологом, вернёшься в родные места, приведёшь своих детей в нашу школу, а я их учить буду!

А меня родственники к себе зовут. Говорят, что могут устроить в рыболовецкую бригаду. Как думаете, соглашаться?

Девушка 1:

Ну, это ты сам решай. Здесь трудно что-либо посоветовать.

Ребята, а давайте сделаем снимок на память!

(все говорят «Давайте» и начинают строиться для фотографирования)

Внимание! Исторический момент, запомните 21 июня 1941 года. 204 школа города Москвы, наш 10 «А»!

Девушка 1:

Нас 35 человек: 17 девочек, 18 мальчиков.

Мы молоды и счастливы…

Девушка 2:

Мы мечтаем о подвигах, о славе, верим в своё высокое предназначение на этой земле…

Девушка 3:

Мы мечтаем через пять лет стать геологами, учителями, врачами…

Девушка 2:

Я мечтаю стать учителем.

Я мечтаю приносить добро людям.

Девушка 1:

Я мечтаю о любви.

Я мечтаю…

Девушка 3:

Я мечтаю…

Мечтали…

Эхо :

мечтали, мечтали, мечтали…

История :

В тот день они ещё смеялись,

Им не пророчили войны.

Память :

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Совесть :

Ещё вчера эти девчонки и мальчишки списывали контрольные, назначали свидания, примеряли белые выпускные платья, читали Есенина и Грина, мечтали об алых парусах и прекрасных принцах, грезили о счастье, а завтра была война…

История :

Ранним, солнечным утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна.

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово «война».

Память :

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

Сквозь лишения, боль и беду,

Уходили из детства ребята

В сорок первом, далёком году.

««Товарищи добровольцы! По порядку номеров рассчитайсь!». Юноши по очереди делают шаг вперёд)

Первый!

Первый!

Первый!

Первый!

История :

(звучит фонограмма песни «До свидания мальчики»)

Совесть :

В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость,

Над страною дыханье грозы пронеслось.

Слушай, Родина! В грозные годы войны

Присягают на верность твои боевые сыны.

За каждый колос опавший

С твоих отчизна полей.

За каждый волос упавший

С головок наших детей.

За стон от боли жестокой,

Слетающий с братских губ,

Отплатим мы око за око,

Отплатим мы зуб за зуб.

Не быть рабыней отчизны,

И нам рабами не быть.

За счастье свободной жизни

Не жалко голов сложить.

Нет краше, страна родная,

Счастья тебе служить,

Идём мы, смерть презирая,

Не умирать, а жить!

(вновь громко звучит фонограмма припева песни «До свидания мальчики», юноши уходят со сцены)

История :

Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели.

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, где не знали сами.

Память :

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки,

Убивали мальчиков за побег на месте…

Не продали мальчики совести и чести.

Совесть :

Повидали мальчики – храбрые солдаты

Волгу – в сорок первом, Шпрею – в сорок пятом…

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа.

(громко звучит второй куплет песни «До свидания девочки», девушки надевают пилотки, идёт перестроение на сцене.)

История :

Качается рожь несжатая, шагают бойцы по ней.

Шагают по ней девчата, похожие на парней.

Нет, это горят не хаты, то юность горит в огне.

Идут по войне девчата, похожие на парней.

Память :

Какие удивительные лица военкоматы видели тогда

Текла красавиц юных череда

Казалось, выпал жребий им родиться

В пуховиках дворянского гнезда.

Совесть :

Всё шли и шли они…

Из средней школы, с филфака, из МЭИ, и из МАИ

Цвет юности, элита комсомола,

Тургеневские девушки мои…

Девушка 1:

Казалось, было лишь вчера:

И песни у костра,

И школьных вальсов вечера,

И встречи до утра.

Девушка 2:

И вот в свои семнадцать лет

Встаю в солдатский строй.

У всех шинелей серый цвет,

У всех один покрой.

Девушка 3:

Мы уходили, за плечами

Оставив школьные пороги

И мать, застывшую в печали

На пыльной и пустой дороге.

Девушка 1:

С восторгом нас девчонок не встречали

Нас гнал домой охрипший военком…

Так было в 41-ом, а медали

И прочие регалии потом…

Что мы пережили, расскажет историк,

Был сон наш тревожен, и хлеб наш был горек.

Да что там! Сравнения вовек не найти,

Чтоб путь описать, где пришлось нам пройти.

Девушка 1:

Нет, не думали мы о наградах,

О медалях своих, орденах,

Понимали, сражаться надо,

Защищая Отчизну в боях.

И мерой нас, какой ни мерьте,

Как не оценивайте нас,

Мы здесь в глаза глядели смерти,

И мы не отводили глаз!

Девушка 2:

И в свинцовой пурге и метели,

Отражая атаки врага,

В то суровое время хотели,

Чтобы не было войн никогда!

Мы под танки бросались с гранатой,

Каждый делал на совесть, что мог,

Потому что мы просто солдаты,

Выполняли солдатский свой долг.

Девушка 3:

Ах, сколько было за войну атак,

Успешных, а, подчас, врагом отбитых,

На выжженных огнём полях,

И нашей кровью те поля политы.

Нет, Родина, ты мне не приказала,

Но я твой выбор понял по глазам,

Там, у плаката, в сумерках вокзала,

Идти на подвиг вызвался я сам

Девушка 1:

Военкоматские не запирались двери,

От репродукторов не отходил народ

И никогда мы не теряли веры,

Что будет май и сорок пятый год.

(звучит фонограмма песни, на сцене появляется мать солдата)

Память :

В железной печурке угли догорают,

Подёрнуты пеплом седым.

Окончился ужин. Бойцы отдыхают.

Густеет махорочный дым.

История :

На улице полночь, свеча догорает,

Высокие звёзды видны.

Ты пишешь письмо, мне моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Совесть :

Как живётся и служится, милый сынок,

Мать напишет, вздыхая печально.

А в ответ драгоценный тетрадный листок :

«Не грусти, у меня всё нормально».

(мать, читает письмо сыну)

Мать :

«Сынок, дорогой, здравствуй! Боюсь, что это письмо не застанет тебя на старом месте, и ты будешь уже на другом участке фронта. Умоляю тебя – будь осторожен.

Не зря всё-таки говорит пословица: «Бережёного и бог бережёт».

Я знаю, мой совет ты примешь со снисходительной улыбкой, но он из моего материнского отчаяния. Ради бога, не совершай необдуманных поступков.

Пусть спасёт тебя моя любовь. Твоя мама».

Память :

Я читаю письмо, что уже пожелтело годами,

На конверте в углу номер почты стоит полевой

Его в 42-ом мой ровесник писал своей маме

Перед тем, как уйти в свой последний, решительный бой.

(на сцене под музыку появляется солдат.)

Мама, тебе эти строки пишу я.

Тебе посылаю сыновний привет.

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры,

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

Мы стали суровыми людьми, мама. Редко смеёмся, мы не имеем права смеяться, пока горят наши города и сёла.

Вылетая в бой, мы кладём на колени наган. Собьют над территорией врага – шесть пуль в фашистов, седьмую – себе в сердце. Это не значит, что мы не любим жизнь.

О, как мы её любим! Во много раз сильнее, чем прежде. Но чем больше мы любим жизнь, тем сильнее презираем смерть… Мы побеждаем смерть, потому что дерёмся не только за свою жизнь.

Мы выходим на поля сражений, чтобы отстоять Родину.

Но ты, мамочка, о плохом не думай и не переживай за меня, я обязательно вернусь… Никакая пуля не посмеет пробить моё сердце…

Я обязательно вернусь мама, ты только жди

История :

Был сыном, ребёнком, школьником, мальчишкой, солдатом. Хотел переписываться с соседской девчонкой, хотел вернуться домой, хотел дождаться праздника на нашей улице. И ещё он хотел жить, очень хотел жить…

Память :

Треугольником сложен пожелтевший листок,

В нём и горькое лето, и сигналы тревог.

Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,

(на сцене под музыку появляется юноша, пишущий письмо)

Таня! Ты уже, наверное, волнуешься, что от меня так долго нет писем…Я просто не знал, как тебе написать, что больше нет нашего Володьки…

Немцы бросили против нас карательный отряд, и Володька был смертельно ранен в этом бою…

Таня, я видел, как он умирал… Умирая он сказал: «Ты знаешь, как не хочется умирать? Ведь я так люблю жизнь, и мне всего 18 лет.

Таня, я признаюсь тебе, что после его смерти ночью, оставшись в землянке один, я плакал как маленький. Представляешь, я мужчина, плакал!

Утром писал письмо его маме. Если бы ты знала, как это тяжело. Но что делать? Война есть война.

Я не хотел писать тебе об этом. Но мы же договорились писать всегда правду, вот и написал. Даже не скрыл, что плакал.

Береги себя, любящий тебя, твой одноклассник Сашка».

Девушка 1:

«Сашка, дорогой, здравствуй! Скоро к тебе так запросто и не обратишься… Товарищ, лейтенант, и не иначе. Сегодня 21 июня 1942 года. Ровно год после нашего выпускного вечера. Как же это давно было… Ровно год… И ровно год идёт война.

Наши почти уже все на фронте, даже девчонки.

Я не знаю писали тебе или нет, Маша погибла. В это невозможно поверить, её повесили…

Пятерых наших ребят уже нет в живых, а войне ещё не видно конца. Как подумаю, что для Володьки, Маши, Лидочки, Антона, Сергея уже никогда и ничего не будет, становится страшно. Никогда и ничего…Береги себя. За меня не волнуйся, у меня всё в порядке. Наш медсанбат сейчас располагается в лесу.

Пишу тебе письмо, а передо мной зелёный лес. Даже странно, что такая красота – это поле боя, что всего в двух километрах от нас немцы. Недалеко от медсанбата я сорвала большой красный цветок. Я не знаю, как он называется, но он очень красивый, и я сорвала его для тебя. Я знаю, он засохнет пока дойдёт до тебя. А может быть, его выбросит из конверта военная цензура – скажет, вот ещё сантименты на войне.

Но я всё равно положу его в конверт, вдруг ты его получишь.

Извини, больше писать не могу, привезли новых раненных. Жду твоего письма. Твоя Таня.»

(на сцене по музыку появляется юноша, пишущий письмо)

«Милая, Таня! Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки. Но я твёрдо знаю, что это последнее моё письмо.

Немцы скоро пойдут в атаку, а нас осталось только трое…Твой портрет лежит у меня на коленях, значит, ты со мной. Не так тяжело умирать, когда знаешь, что где-то есть человек, который помнит о тебе и любит. Таня милая, прошу тебя, постарайся выжить в этой страшной войне.

Выживи, и проживи эту жизнь за нас».

Вот и всё за светлый край озёрный,

Что в душе берёг,

За родное небо в звёздных зёрнах

Я навек тут лёг.

Вижу небо голубое, близкое

Я в последний раз.

Уменьшается, мерцает искрами,

Уходя из глаз.

Где-то птица плачет в отдалении…

Может, это мать?

Мама, наклонись хоть на мгновение,

Мне уже не встать.

Мне хотя бы капельку, родная,

Твоего тепла.

Глянь, твой сын героем умирает,

Чтоб земля цвела.

(звучит фонограмма текста «пал смертью храбрых, защищая Родину»)

(на сцене появляется девушка, пишущая письмо)

Девушка 1:

«Дорогая, мамочка! У меня сегодня такая радость, получила письмо от тебя. Не обижайся, что редко пишу, очень много работы. Вот и сегодня после боя было много раненых. Мама, невозможно без слёз смотреть на изуродованных молодых парней.

У одного оторвало ногу, а он всё кричит, что она у него болит... Но я стараюсь не плакать…

Как дела у вас? Кто из моих одноклассников пишет домой? Почему то долго нет писем от Сашки? Спроси, у его мамы, давно ли она получала весточку от него.

Пиши! Номер моей полевой почты пока тот же. Целую тебя крепко. Твоя дочь Таня».

Девушка 2:

Знаешь, Таня, я против грусти,

Но сегодня она не в счёт.

Дома в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живёт.

У меня есть друзья, любимый.

У неё ты была одна.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала.

(звучит фонограмма текста: «Дорогая, Светлана Николаевна! Должен

сообщить вам горестную весть. Ваша дочь погибла на фронте смертью храбрых, вынося с поля боя раненых. За боевые заслуги она посмертно награждена орденом Отечественной войны первой степени».

Девушка 3:

Вглядитесь в лица моих одноклассников – выпускников школы 1941 года.

В этом году им исполнилось бы 82 года. Но почти все они остались навечно молодыми.

Из 35 человек нашего класса в живых осталась только я. Нам в 41 было по 17 лет.

(фонограмма текста)

Цветы, берёзки, скорбная стена,

Где перечислены в порядке строгом

Выпускников ушедших имена.

А вот на пожелтевших фотографиях

Знакомые до боли имена…

Ах, сколько жизней молодых и сильных

Перемолола чёрная война.

(громко звучит песня «Журавли», на фоне которой все участники выходят вперёд)

История :

Вглядитесь в эти лица. Запомните их молодыми. Немногие из тех, кто ушёл на фронт в первые дни войны, вернулся назад…Девяносто семь из ста не вернулись!

Девяносто семь из ста, вы понимаете, что это значит!

Память :

Пал смертью храбрых в боях за Родину… Чтобы произнести эту короткую фразу двадцать миллионов раз, нам понадобилось бы беспрерывно повторять её днём и ночью в течение четырёх с половиной лет… Это дольше, чем длилась война…Помните это!

«Слушайте нас, молодые. Слушайте нас те, кто родился после нас. Из далёкого 41-го, с вами говорим мы!»

Пусть гадают потомки, какими мы были,

С богатырскою статью, со взглядом орла?

Нет, мы были простыми, мы шутки любили,

Нас хорошая песня за сердце брала.

Мы любили любимых, оставшихся где-то

И без спроса входящих в тревожные сны.

Мы любили без нас подрастающих деток…

Мы мечтали живыми вернуться с войны!

Вы живые, знайте, что с этой земли

Мы уйти не хотели, и не ушли.

Мы стояли насмерть, вы помнить должны.

Мы погибли, чтоб жили вы!

Я с вами, равный среди равных

Я камнем стал, но я живу.

И вы, принявшие Москву,

В наследство от сограждан равных.

Вы, подарившие века мне,

Вы все, кто будет после нас

Не забывайте ни на час

Что я смотрю на вас из камня.

Девушка 1:

Здесь когда-то кипели бои,

Пали старшие братья твои.

Слышишь, шепчет упрямо трава

Недопетой песни слова.

Этой песни запомни мотив,

Эта песня для вас, для живых,

Береги эту песню в пути,

Девушка 2:

Мы ушли из этой школы

Прямо в вихри грозовые.

Будьте счастливы, живые.

Помните о нас, живые!

(уходят к памятнику и застывают там в монументальной композиции)

История :

Идут дожди, смывая вмятины, воронок вечную вину

И до сих пор всё ищут матери детей, потерянных в войну.

Разлука давняя жива, ещё видны её приметы:

Так разбросать людей по свету способна лишь война одна.

Как уголёк в седой золе, надежда теплится скупая,

Что где-то дети их ступают по утренней родной земле.

Нам памятны воронок вмятины и все, кто жизнь отдал свою

За то, чтоб вновь не ждали матери детей, потерянных в войну.

(под музыку на сцене появляется мать, подходит к памятнику, кладёт цветы и произносит свой монолог)

Монолог матери у вечного огня

Сынок, может быть ты похоронен здесь? А может здесь лежит сын другой матери? Всё равно! Ты зови меня своей матерью..

Я всё вспоминаю то утро, когда мы стояли у военкомата. Я глядела на твоё родное лицо и никак не могла привыкнуть к зелёной гимнастёрке, пилотке и к этой улыбке на твоём вдруг повзрослевшем лице.

Сколько лет прошло? Сколько вёсен отшумело, а я всё помню. Помню, как ты на прощание прижался к моей щеке и сказал тихо-тихо: «Не думай о плохом, мамочка, я обязательно вернусь… Никакая пуля не посмеет пробить моё сердце…Я вернусь мама, ты только жди…Не вернулся».

(остаётся у монумента)

Память :

Юные безусые герои,

Юными остались вы вовек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной.

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас, попробуй, перечисли.

Не сочтёшь. А впрочем, всё равно

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В сердце, в песне, постучавшейся в окно.

Совесть :

Давно умолк войны набат,

Цветут цветы в родном краю.

Но будет вечно спать солдат,

Что смертью храбрых пал в бою.

Он сохранил тебе и мне,

И человечеству всему.

Покой и счастье мирных детей

За это жизнь отдал свою.

(уходит к монументу, возлагает цветы)

История :

Мы учимся сегодня, чтобы завтра строить,

Чтоб небосвод был вечно голубой.

Но не забудем никогда героев,

Что ради жизни шли на смертный бой!

(уходит к монументу, возлагает цветы)

(песня "От героев былых времён")

(на последних аккордах музыки на сцене появляются ведущие)

Ведущий 1:

Остановись, время! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас.

Оглянись на тех, чьи имена высечены у подножия обелисков. На тех, кто отдал за нас с тобой самое дорогое, что имел – весну и первый поцелуй, счастье и жизнь, которая только-только начиналась.

Ведущий 2:

Пылает днём и ночью пламя

И озаряет шар земной,

Не утихает наша память

О тех, кто был убит войной.

Ведущий 1:

Десятки лет легли меж нами,

Ушла в историю война.

Мы в сердце вечными словами

Погибших пишем имена.

Ведущий 2:

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(звучит метроном, идёт минута молчания)

(громко звучит музыка, затем музыку сделать тише, на фоне музыки идёт текст ведущих)

Ведущий 1:

У нас в гостях сегодня ветераны –

Подтянуты, торжественны, стройны.

Они свои и наши жизни защищали

Четыре года страшной той войны.

Ведущий 2:

Вам, ветераны яростных сражений,

Чья молодость закалена в бою.

Приносим мы любовь и уваженье

И светлую признательность свою.

Ведущий 1:

За то, что вы отважно воевали,

За то, что через тысячу прошли смертей,

За то, что никогда не забывали

О долге перед Родиной своей.

Ведущий 2:

Сегодня все цветы – вам, все улыбки – вам, всё тепло майского солнца – вам!

Вам – отстоявшим, защитившим, не согнувшимся, смерть одолевшим!

Ведущий 1:

Сегодня праздник входит в каждый дом,

И радость к людям с ним приходит следом.

Мы поздравляем вас с великим днём,

С днём нашей славы! С днём Победы!

(музыка звучит громко, зрители аплодируют)

Ведущий 2:

Слово предоставляется директору колледжа....

(директор поздравляет ветеранов, вручаются медали и цветы ветеранам)

(для ветеранов исполняется «Майский вальс»)

Ведущий 1:

В этом огромном, безумном мире есть крошечная точка – мы!

Мы – поколение, которое называет себя будущим!

Ведущий 2:

Мы – поколение, ставшее свидетелем рождения ХХI века!

Ведущий 1:

Мы – поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов!

Ведущий 2:

Мы – будущие защитники Отечества, помним о цене Великой Победы!

Ведущий 1:

Память о павших неподвластна времени. Она предупреждает, тревожит нас! Мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне не потому, что жаждем мести за прошлое, а потому, что беспокоимся о будущем.

Ведущий 2:

Мы много лет спокойно смотрим сны,

А вас – и рядовых, и полководцев –

Несправедливо мало остаётся,

Товарищи, участники войны.

Ведущий 1:

Пока нам не хватает тишины,

Пока тревожно светятся заставы –

Мы будем жить по-вашему уставу,

Товарищи участники войны.

Ведущий 2:

Мы помним, чтим поклоном низким

Всех, кто войну не пережил,

И тех, ушедших в обелиски,

И тех, кто вовсе без могил.

Ведущий 1:

Десятки лет легли меж нами,

Ушла в историю война.

Мы в сердце вечными словами

Погибших пишем имена.

Ведущий 2:

У нас, до этих дней доживших,

О прошлом память не умрёт:

Пока мы чтим за Родину погибших,

Дотоль бессмертен наш народ!

под музыку ветеранов провожают из зала

Дрейт Ирина Ивановна.................. Анимации, шаблоныПрограммыКлассный час Афоризмы и цитатыИгры и конкурсыВикторины СценарииПесниПесни - переделки Факты, историиТосты - сценарий 9 мая - сценарий 9 мая - сценарий 9 мая - сценарий 9 мая

Ольга Ковальчук
Сценарий мероприятия ко Дню Победы. Театрализованная композиция «Дети о войне»

Сценарий театральной композиции

"Дети о войне "

Цель : Формирование патриотических чувств, любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи : 1. Формировать представления о ВОВ и ее защитниках,военных профессиях.

2. Развивать память, мышление, творческое воображение,

3. Воспитывать чувства сопереживания другим людям.

Звучит мелодия «Солнечный круг» на сцене играют дети , резко обрывается музыка, звучит фонограмма далеких взрывов. Дети собираются в кучку , прислушиваются, следят за небом.

Тая - Что это за грохот?

Даша – Это взрывы на нашем карьере.

Тая – А как будто взрыв бомбы.

Кирилл – А если бы это правда была бомба, если бы правда началась война , что бы мы стали делать?

Максим – Я бы выучился на моряка и стал бы сражаться с фашистами.

Демьян– Моряком конечно хорошо, но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь, и полка нет.

Даша – Так уж сразу и полка?

Демьян – Ну может быть и не полка, но многих фашистов бы уничтожил.

Кирилл – А я буду сержантом, как мой дед.

Тая – А на каком он фронте?

Кирилл – Он погиб под Брестом, а потом и бабушка умерла от голода в Ленинграде. (пауза)

Даша- Да, мне мама рассказывала что в Ленинграде от голода очень много людей погибло,и много детей.

Демьян –

Войны я не видел , но знаю,

Как трудно народу пришлось.

И голод, и холод и ужас –

Все им испытать довелось

Даша – А я буду медсестрой и буду лечить раненых солдат.

Тая – А можно я тоже буду лечить солдат.

Даша – Конечно, пойдем, мальчики давайте мы будем вас лечить.

(Дети играют . Выходит мама, зовет дочь.)

Мама – Тая пора домой.

(девочка прощается с друзьями, подходит к матери, дети уходят ).

Тая – Мам, а что такое голод? Настоящий, от которого люди умирают?

Мама – А почему ты спрашиваешь?

Тая – Ну, ребята говорили.

Мама – Представь, входишь на кухню, а еды нет. Ни в холодильнике, ни на плите.

Тая – Тогда я просто хлеб пожую.

Мама – Но и хлеба нет.

Тая – А мы в магазин сходим.

Мама – В магазине тоже хлеба нет.

Тая – Мы в другой магазин сходим.

Мама – Ни в другом, ни в третьем, нигде хлеба нет!

Тая – А мы позвоним бабушке Нине, у них в деревне такие поля, и такой вкусный хлеб пекут, ммм.

Мама – Но и в деревне хлеба нет, нигде, понимаешь, нигде хлеба нет.

Тая – Но ведь так не бывает, не бывает, (плачет, убегает)

Детям, пережившим ту войну

Поклонится нужно до земли.

В поле,в оккупации,в плену,

Продержались,выжили,смогли.

У станков стояли как бойцы,

На пределе сил но не прогнулись.

И молились чтобы их отцы

С бойни той немыслимой вернулись.

Дети , что без детства повзрослели,

Дети обделенные войной .

Вы в ту пору досыта не ели

Но честны перед своей страной.

Мерзли вы в нетоgленных квартирах

В гетто умирали вы в печах

Было неуютно,страшно,сыро

Но несли на слабеньких плечах

Ношу непосильную, святую

Чтоб скорее мира час настал

Истину познавшие простую

Каждый на своем посту стоял.

Девочки и мальчики войны .

На земле осталось вас не много.

Дочери страны ее сыны

Чистые пред Родиной и Богом

В этот день и горестный и светлый (дети выходят на сцену ?встают вокруг воспитателя

Поклониться от души должны

Мы живым и не дожившим детям

Той большой и праведной войны

Мира вам,здоровья долголетия,

Доброты, душевного тепла,

И пускай нигде на целом свете

Детство вновь не отберет война .

(под фонограмму «Солнечный круг» поклон и уход со сцены )

Адрес для просмотра композиции - https://youtu.be/AKpsCcHNX8s

Публикации по теме:

«Дети войны». Музыкально-литературная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне Для детей подготовительных групп. Цель мероприятия: формирование социально-активной позиции детей, воспитание чувства патриотизма, сохранение.

Дню Победы – наш салют!Музыкально-литературная композиция к 70-летию Дня Победы. Цель: ознакомление детей со значением исторической даты.

Государыня Масленица-театрализованная композиция. Государыня Масленица- театрализованная композиция. Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Ведущий: Государыня Масленица! Проводы зимы! Это.

«Вечная слава героям, павшим за Родину-мать!» Цель: создание условий для воспитания патриотических чувств учащихся. Задачи: 1. Знакомство.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию сценарий нашего 7-минутного выступления на городском фестивале "Нас песня в окопах спасала. ",.

Сценарий праздника к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне Посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне Ведущий: Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не.

Ход театральной постановки:

Звучит мелодия Ф.Шуберта «Аве Мария»)

1 чтец. Безоблачное детство, говорят,
Для нас с тобой, вступившим в этот мир,
А мы сегодня вспомним тех ребят,
Кто опалён войною страшной был.

2 чтец . Обычные девчонки и мальчишки,
Шагнувшие в войну не понаслышке,
О ваших подвигах читали в книжках,
Вам, имена чьи освящаются,

(Хором):
Вам, опалённые войною, посвящается…

СЦЕНКА №1

(мальчики и девочка сидят за столом, обмениваются последними новостями)

1 мальчик: Сестру в Германию угнали. Спрятать мы её не успели.

2 мальчик: А нас из собственного дома в сарай жить выгнали. Сестра кричать начала: «Это наш дом, понимаете, наш!» И офицер её так толкнул, что она упала и о печку ударилась, сознание потеряла.

Девочка: Мать в городе была, там пленных наших за колючей проволокой держат, голодных и изможденных.

3 мальчик: А я слышал, в городе радио заработало. Партизанское. Передача из Москвы. Немцы врут, что они уже победу одержали, а в Москве-то велосипедный праздник. А ещё говорят, что подпольщики мосты и дороги взрывают.

1 мальчик: Но мы-то, что мы можем сделать? У нас и оружия-то нет.

2 мальчик: Взрывать мосты, дороги! Да разве это сделаешь голыми руками?!

Девочка : С партизанами бы связаться. Да где их найдёшь! В Покровском о них и не слыхать. Лесов у нас нет, степь только.

3 мальчик: Я знаю, с чего надо начать. Давайте напишем листовки и расклеим их повсюду.

(Берут карандаши, вырывает из тетради листы, делит пополам,

ребята пишут, читая вслух.)

2 мальчик: Мы знаем, что врага можно на фронте убить прицелом только с одной стороны, а в тылу можно отовсюду.

1 мальчик: Так что давайте бороться хоть понемногу, чтобы как можно скорее разбить врага и освободить наших близких, насильно угнанных в Германию.

Девочка : Над ними издеваются, их морят голодом.

3 мальчик: Вставайте против врага! Смерть фашистам!..

Чтец 1. Ребята расклеивали листовки. Это много – в оккупированном городе знать, что страна не сдалась, а воюет, и победа близка.

Чтец 2. Многие мальчишки бежали на фронт, участвовали в боях. Их называли сыновьями полков. Юные герои вместе с воинами Красной Армии встали на борьбу с врагом. Сыны полка боролись за победу с оружием в руках.

СЦЕНКА №2

(на сцене солдат и мальчик)

Ну, пастушок, кончено твоё дело. Погулял и будет. Сейчас мы из тебя настоящего солдата сделаем.

(Ваня долго ждал этой минуты. Он мечтал о ней всё время. Он предвкушал её. Но, когда она наступила, мальчик не поверил своим глазам. У него захватило дух.)

Это всё мне?

Безусловно

Не, скажите правду, дядя Биденко.

Правду говорю.

Честное батарейское?

Честное батарейское.

И честное разведчицкое?

Это само собой понятно. Я даже вместо тебя в ведомости расписался.

Ух, ты, сколько вещей!

Вещевое довольствие. Сколько положено, столько и есть. Ни больше, ни меньше.

Можно уже надевать обмундирование?

Ишь ты, какой скорый! Одеваться. Понравилось! Нет, брат, прежде мы с тобой в баньку сходим, затем патлы твои снимем, а уж потом и воина из тебя делать будем. Настоящего Сына полка! (замерли)

Чтец1. С начала войны для детей-сирот, юных патриотов, вставших в ряды защитников Отечества, были созданы специальные военные училища. С 1943 года курсантские школы, а затем суворовские и нахимовские училища.

(Сын полка выходит на передний план, читает стих МУЗЫКА «Вспомните, ребята»)

Сын полка: Было училище - форма на вырост,
Стрельбы с утра, строевая не зря…
Полугодичный ускоренный выпуск -
И на петлицах два кубаря…

В глотку не лезла горячая каша,
Полночь была как курок взведена:
"Мы разобьём их! Мы их осилим!
Мы им покажем!" - шептал лейтенант,
В тамбуре маясь на стенках гремящих,
Весь продуваемый сквозняком,
Он по дороге взрослел, этот мальчик:
Тонкая шея, уши торчком.

Только во сне, оккупировав полку,
Он забывал обо всём ненадолго.
И улыбался, и снилось ему
Что-то распахнутое, голубое…
Небо… А может морская волна?
"Танки!" и сразу истошное: "К бою!"
Так они встретились - Он и Война…

Сцена №3 ЗВУК метронома

1 чтец. Ленинградские дети… Они вместе со взрослыми несли все тяготы 900-дневной блокады. Самой заветной мечтой для них был настоящий ржаной хлеб, которого можно было поесть вволю. А вместо этого- смерть от голода самых родных и близких.

2 чтец. Об этом свидетельствуют записи одиннадцатилетней ленинградской девочки Тани Савичевой: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лёка умер 17 марта в 6 часов утра 1942 года. дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. мама- 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года…Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Таня не дожила до победы. Она была эвакуирована из блокадного Ленинграда, но умерла от истощения.

Две девочки. Изображают бабушку и внучку. Обе закутаны в шарфы и платочки.

Девочка : Закончились у нас дрова. И я по дворам потихонечку собирала щепки, дощечки в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала, это было очень страшно, т. к. в этих домах были крысы – как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку (веревочку я всегда носила с собой) и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И бабушка, которая обладала большим чувством юмора, говорила:

Бабушка: Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то, если они разбомбят нас вечером – мы умрём голодные.

(Бабушка гладит девочку по голове. Садятся, разламывают хлеб, отщипывают от него. Девочка прижимается к бабушке. Берет свой кусочек в ладошку, глядя на него, делает шаг вперед.)

Девочка: И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек хлеба (закрывая ладошку с хлебом и прижимая к груди).

1 мал. – Вместо супа бурда из столярного клея

Вместо чая заварка сосновой хвои

Это б все ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

2 мал – Только сердце внезапно сожмется как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад

Сердце! Надо стучать если даже не можешь

Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград.

3 мал . – Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость

Слышишь: город клянется, что враг не пройдет

…Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось еще восемьсот.

Чтец №2.

Чтец: Мальчикам, играющим в войну,

Я в больших ладонях протяну

Два десятка взятых наугад

Оловянных маленьких солдат.

Ты смотри внимательней, дружок,

Тот без рук, а этот вот без ног.

Третий черный, зубы лишь как мел,

Видно, в танке заживо сгорел.

На четвёртом – ордена как щит,

Он в берлине в мае был убит.

А вот этот на густой заре

В сорок третьем утонул в Днепре.

У шестого на глазах слеза –

Сорок лет как вышибло глаза.

Горсть солдат ребятам протяну –

Не играйте, мальчики, в войну.

Действующие лица:

2 ведущих, главная героиня, Андрей, Коля, Ирина, Ната, Лара.

(Музыка)

Ведущий 1: Россия! Мать великая моя! Страна отцов! Земля моя святая!
Я в эти дни дыханье затая, все уголки твои, все дальние края,
Волнуясь, в памяти своей перебираю.

(Звучат колокола)

Ведущий 2: Что это? Ты слышишь?
Ведущий 1: Это колокола. Колокола памяти…
Ведущий 2: Памяти? А разве такие бывают?
Ведущий 1 : Бывают, смотри!

(На сцену выходят ученики. Девушки в светлых платьях, парни – в белых рубашках. Всем весело и здорово. Выпускной.)

Девушка: Солнечный лучик скользит по доске.
Окна распахнуты в май
Коля: И во дворе зацветает сирень
Милая школа,прощай…
Все: Год сорок первый-у нас выпускной
Вот и последний звонок…
А в переди-небосвод голубой!-
Жизнь в долгий путь нас зовёт…!

Директор: Дорогие мои ученики, я по-прежнему называю вас так, хотя сегодня 21 июня 1941 года, вы уже окончили школу. И завтра вы сделаете первый шаг в свою самостоятельную, взрослую жизнь. Я желаю вам счастья на этой трудной и долгой дороге.

Все: «До свиданья! Наша школа! До свиданья! Наша школа! До свиданья! Наша школа! Ура!» Змейкой бегут по всей площади.
Андрей: А я буду машинистом!
ВСЕ: Обязательно будешь. Ура-а!
Ирина : А я буду летчицей-ей!
ВСЕ: У-у-у-у!
Девушка : А Коля будет капитаном дальнего плавания!
ВСЕ: Бу-у-дет! (движения)
Лара: А я буду художником!
ВСЕ: О-о-о-о-о!
Андрей: Нарисуй нам что-нибудь на память!
ВСЕ: На-а-рисуй! Нарисуй!

Лара: Алый парус надежды!
ВСЕ : Алый парус мечты.
Натка : А я буду любимой женой!
ВСЕ : О-о-о-о-!
Андрей : Вернись, товарищ будущая жена! Ромашки, природа, жизнь счастливая.

Натка: Значит гарантированная тишина!

Коля: Поле красивое, утро к лицу ему.

Лара : В домах за рекой огни зажглись.

Ирина: Люди работают.

Андрей: Смеются!

Натка: Танцуют!
Девушка : И радостно вместе нам становится жить.
(Приходят на танц. Площадку. Танцуют. Музыка – Рио Рита)

Ведущий 1:


Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,
На площадке танцевальной – сорок первый год.
Городок провинциальный, летняя жара,
На площадке танцевальной – музыка с утра.
Рио-Рита, Рио-Рита, соло на трубе,
Шевелюра не обрита, ноги при себе.
Ничего, что немцы в Польше, но сильна страна.
Через месяц и не больше кончится война.
Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,
На площадке танцевальной – сорок первый год.

(Танцуют пары. Шутки. Смех. Резко прерывается музыка. Звучит сирена. Все пары застывают. Звучат 1-й куплет и припев песни “Священная война”. Дальше картинки замедленного немого кино. Пары распадаются. Юноши берут вещмешки, прощаются и уходят. Девушки надевают темное: платки, кофты, телогрейки и т.д. Они с грустью и тревогой смотрят вслед уходящим солдатам. Звучат пулеметные очереди. Рокот самолетов. Взрывы и выстрелы.)

(На сцене остаются Андрей и Ната. Рассказывают по ролям стих)

– Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана –
Прольется пламенной смолой.

– Пока жива, с тобой я буду –
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду –
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду –
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

– Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
– За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба – я и ты.

– Но если я безвестно кану –
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
– Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,

Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-

И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

Ведущий 2: Нечеловеческая сила в одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила, земное сбросила с земли
И никого не защитила, в дали обещанная встреча,
И никого не защитила, рука, зовущая в дали.

Ведущий 1: Солнце кровавилось в дымчатой мгле.
Красным снарядом било. (пауза) Их уже не было на земле, а оно было.
Ведущий 2: Волны неслись от скалы к скале,
Море гранит дробило! (пауза) Их уже не было на земле, а оно было.
Ведущий 1 : Дерево шло по сырой земле,
Землю корнями рыло! (пауза) Их уже на было на земле, а оно было”.

Ведущий 2: Слушайте письма военных лет!
Это письма погибших к родным, близким, любимым.
Они писались под пулями. А под пулями не лгут.
Слушайте письма военных лет.

(музыка)
Коля:
“Дорогая! Вот я и на фронте. Уже слышу стрельбу в соседнем лесочке. Там наши моряки отбивают очередную атаку фашистов. Враг настойчиво рвется вперед. Но ты поверь мне, Москву мы не отдадим ни за что. Разгром врага под Москвой неминуем. Это будет началом его полного разгрома. Перед нами стоит благородная задача – очистить советскую землю от фашистских варваров, чтобы наши дети – будущее нашей Родины – жили спокойно и не знали, что такое война. Я уверен в нашей победе. Мне скоро выпадет счастье бить врага. Дорогая! Помни, в этой битве я либо буду героем, либо погибну за великое дело нашего народа.
Целую, твой Николай”.
Лара: Завтра я умру, мама. Ты прожила 45 лет, а я лишь – 18. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Я знаю, за мою смерть отомстят. Не плачь, мама. Я умираю зная, что всё отдала победе. За народ умереть не страшно. А как бы хотелось пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь…
Ирина: “Боевой первомайский привет! Дорогие мои! За последнее время получила шесть писем от вас, вот это праздник! Вообще письма получаю очень редко в связи с особыми условиями работы, но зато сразу пачками… Сейчас нахожусь на территории Ленинградской области, в “гостях” у “фрицев”, живу с ними “дружно”, знаем и ненавидим друг друга от всей души: они – за “беспокойную жизнь”, ну а мы за все: за кровь, за муки, за издевательства. То, что ты читаешь в газетах или слышишь по радио, – это ничто в сравнении с тем, что видим почти ежедневно мы…
Крепко целую. Ваша Ира”

Ведущий 1: Я знал, что значит почтальон хромой,
Которого все ждали и боялись
Ведущий 2: А, вдруг, таким придёт и мой?!
Ведущий 1: А, вдруг, совсем… (пауза).

Ведущий 2: На улицах шептались
Взвивался над селом истошный крик.
И слово тяжкое:
Ведущий 1: (громко) Убили!

Ведущий 2: Я помню “первым” и ещё “зарыт”,
И кажется ещё, “в сырой могиле”
Шёл почтальон, как ворон без крыла.
Скрипел его костыль от хаты к хате.
Так каждый день (пауза). Осталось полсела
Из тех, кто ждут, когда их горе хватит”.

Ведущий 1: Но разве память бывает живой?
Ведущий 2: А ты не веришь? Человек может умереть дважды
Там на поле боя, когда его догонит пуля,
А второй раз – в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!

(колокольный звон)

Ведущий 2: Снова колокольный звон…

Ведущий 1: Да…и мы будем помнить всегда, каждый раз когда услышим звон…

(На середине сцены стоит стул)

Девушка: На стенке фото пылится

И каждый день на заре

Смотрю на юные лица…

Мы жили в одном дворе,

Учились в одном десятом,

Всегда - как одна семья.

Такими мы были когда-то…

А в центре, представьте, я! (Садится на стул)

(музыка. Выходит Андрей, встает за спинкой стула)

Он весь наш класс защищал.

Очень любил поспорить

И на гитаре играл.

Натка – душа компании…
(появляется Натка. Встает с Андреем, они переглядываются и улыбаются друг другу)

И в школьных делах мостак.

Бывало что на свидание

Не успевала никак.

Их звали «жених и невеста»

Они не смущались, нет.

Любовь - это всем известно –

Не знает преград и лет.

Лара с Ириной - подружки…

(держась за руки появляется Лара и Ирина. Встают одна рядом с Натой, другая - возле стула)

Вдвоем везде и всегда.

Веселые две хохотушки

И не разлей вода.

А это спортсмен наш Коля!

(Коля приседает возле стула перед Андреем. Получается фотография)

Колей гордится дом!

Все мысли - о футболе,

Ну а учеба - потом.

(Громко звучит музыка. Стоп - кадр. Фотография оживает. Ребята поочереди выходят на авансцену, произносят текст)

Андрей: Вот так мы тогда и жили.

Экзамены шли к концу.

Коля: Девчонки платья пошили,

Чтоб каждой было к лицу.

Ната: Выпускной был такой веселый!

Танцы и ночь без сна!

(звучит Рио Рита и резко обрывается)

Лара: Мы успели закончить школу,

Когда началась война.

(музыка)

Ирина: Стояли мы оглушенные,

И двинуться не могли…

Девушка: И словно завороженные

Руки свои сплели.

(все на авансцене берутся за руки)

Андрей: Всю ночь до утра не спали вглядываясь в горизонт

Девушка: А губы сами шептали…

Все: На фронт! На фронт!На фронт!

(громко звучит марш, потом становится фоном)

Коля: И нас война разметала!

(шеренга распадается. Все меняют местоположение. На месте остается лишь девушка. Она в центре.)

Всех по разным фронтам!

Девушка: Кто был там, знает, не мало

На долю выпало нам.

Горечь дымных рассветов

Впитал в себя каждый из нас.

(музыка обрывается. Пауза)

Нет! Не хочу об этом!

О будущем будет рассказ!

(звучит фоновая музыка)

(С разных концов сцены идут на встречу друг другу Андрей и Ната.
Встречаются на авансцене слева от девушки)

Ната: Долго мы друг о друге не знали:

Как, что и где…

Андрей: Под долгие песни вьюги

Я вспоминал о тебе.

Мы встретились в сорок третьем,

Как видите - навсегда!

(обнимает Нату за плечи)

Ната: Счастливей пары на свете

Не было никогда!

(На авансцену выходят Лара с Ириной. Встают справа от девушки)

Ирина: Мы были медсестрами в роте.

Лара: И хоть горели в аду,

К этой страшной работе

Привыкли в боях,

На ходу.

Ирина: А после победной песни

Осуществили мечту:

Учились, работали вместе…

Лара и Ирина: Закончили мединститут!

(Коля встает рядом с Ларой и Ириной)

Коля: Горели бескрайние дали

И сердце летело вскач!

Мы фашистские каски топтали,

А не футбольный мяч!

После войны, за город играя,

Точен я был всегда,

И каждый гол посвящал я

Девчонкам 10 «А».

Девушка: Поверьте, все так и было!

И счастливы были все.

И птицы по небу плыли,

И звезды купались в росе!

Я знаю, все так и было!

(громко звучит музыка. Резко обрывается)

Если бы не война…

Ларка первой погибла,

Под Львовом лежит она.

(Лара уходит в глубь сцены, встает спиной к зрителям)

Ирина с Наткой - чуть позже…

(Ирина и Ната встают рядом с Ларой)

Потом не стало ребят.

(Андрей и Коля уходят в глубь сцены)

Я даже не знаю, Боже,

Где они все лежат…

(Девушка идет на левую часть авансцены, чтобы не загораживать ребят)

На стенке фото пылится.

И каждый день на заре

Смотрю на юные лица…

Мы жили в одном дворе.

Такими мы были когда-то –

Последний десятый класс…

Простите меня, ребята,

Одна я живу…за вас.

(Уходит. Музыка «Я сегодня до зари»)