Старинные пасхальные открытки - самое интересное в блогах. Традиция пасхальной открытки Пасхальные яйца на старинных открытках




Первым пасхальные открытки в России выпустило издательство Общины Святой Евгении к Пасхе 1898 г. в целях благотворительности: доход шел в фонд помощи бедствующим сестрам милосердия Красного Креста. Открытки выпускали издательства из Петербурга, Риги, Киева, Вены, Парижа и др. После революции праздник Пасхи был исключен из календаря, но в верующих семьях празднование Воскресения Христова сохранилось, соответственно сохранилась традиция поздравления с Пасхой. Люди хранили дореволюционные открытки, на них поверх заклеенного старого поздравительного текста писался новый.

Во время Великой Отечественной Войны для Русской Православной Церкви были сделаны послабления, и к концу 1941 г. Издательство Московской Патриархии начало печатать небольшими тиражами пасхальные открытки.



Цветная автотипия. Берлин, 1900-1917.

Хромолитография. Мюнхен, не позднее 1899.


1904-1914


Хромолитография. Москва, 1900-1917


Хромолитография. 1912


Цветная автотипия. Санкт-Петербург, не позднее 1912


Хромолитография, тиснение. Берлин, 1900-1917


Хромолитография. Российская Империя, 1900-1917


Хромолитография. Берлин, 1904-1908


Хромолитография. Берлин, не позднее 1907


Хромолитография. 1900-1917


Хромолитография, тиснение. Берлин, 1904-1911


Хромолитография. 1900-1917


Цветная автотипия. Российская империя(?), 1900-1917


Цветная автотипия. Стокгольм, не позднее 1910

Поздравляю со Святой Пасхой! Христос воскресе!

Пасха, или Воскресение Христово, является крупнейшим религиозным праздником в Православии, и одним из двух главных в Католицизме. В Беларуси, Украине и некоторых областях России праздник так и называется, Великий День.

На Великий Праздник необходимо помогать... В 1914 году, перед войной, помогали
Как на любой крупный праздник, в Российской Империи к Пасхе тоже выпускались поздравительные открытки.


1. Пасхальное Всенощное бдение начиналось в Великую субботу


2. Выходили лишь на утро


3. Белое яйцо, ставшее в миг красным, является главным символом Праздника


4. Разумеется, яйца изображены на большинстве пасхальных открыток


5. Другой символ Пасхи - кулич (паска), дрожжевое изделие, которое сверху украшается сахарной пудрой или глазурью


6. На открытках пасхальные яйца часто украшались весенними цветами или веточками вербы


7. Украинская старая открытка с украшенным пасхальным яйцом


8. Яйца дарили друг другу


9. Ещё одна открытка с библейскими мотивами. Пасхальная, хотя сюжет не совсем пасхальный


10. Дети часто изображались на праздничных открытках


11. Простенько, но мило


12. Еще одна украинская открытка


13. Весьма оригинально


14. Опять дети


15. Если яйцо - символ праздника, то изображение цыплят удивлять не должно


16. Куличи и крашеные яйца


17. Если рисуют яйца и цыплят, то и изображение кур весьма логично


18. В корзине с яйцами - весенние цветы. Весна - символ возрождения. Или Воскресения.


19. Христос воскресе!


20. К Пасхе открытки печатали и на Западе. Найдите отличия... Вот, французская...


21. Вроде, и яйца, и цыплята, да сразу заметно, что не в России сделано.


22. Америка... Открытке более 100 лет, но Америку не спутаешь и через век


23. Старая добрая Англия... Вернее,

Публикации раздела Традиции

Традиция пасхальной открытки

В дореволюционной России существовала добрая традиция - обмениваться поздравительными открытками накануне Пасхи. До начала ХХ века почта разносила по необъятной стране тысячи открытых писем тем, кого не могли поздравить лично друзья и члены семьи. Как в России появились пасхальные весточки, кто их рисовал и издавал и что стало с ними после революции 1917 года - непростая история пасхальной открытки в материале портала «Культура.РФ».

Рождение открытки

Старая пасхальная открытка. Фотография: pinterest.com

Старая пасхальная открытка. Фотография: carkva-gazeta.org

Иллюстрированными открытками, или, как они назывались изначально, «открытыми письмами», впервые начали обмениваться по почте более ста лет назад, но точная дата появления первой такой открытки неизвестна. Были у нее и предшественницы - карточки с гравюрами на плотной бумаге. Придумал их во второй половине XVIII века французский гравер Демезон. Русским прототипом открыток считаются лубочные картинки.

Однако популярными такие послания стали лишь спустя столетие, и способствовала этому вновь Франция. Во времена франко-прусской войны 1870–1871 годов у солдат порой не было бумаги для писем, и в ход шли бумажные клочки. Французский книготорговец Леон Бенардо с полуострова Бретань одним из первых понял, что открытые письма могут принести целое состояние. В 1870 году он начал выпускать небольшие прямоугольные кусочки картона: одна сторона отводилась для адреса, а другая - для послания.

Некоторые солдаты стали делать на второй стороне таких карточек незатейливые рисунки: кто от скуки, кто для того, чтобы отвлечься от мыслей о войне. Бенардо усовершенствовал открытку, украсив адресную сторону патриотической виньеткой, - так появилась первая почтовая открытка с иллюстрацией. Очень скоро доступная, яркая и современная открытка стала удобным способом не только справиться о здоровье родных, но и поздравить их - с днем ангела, с Рождеством или Пасхой .

Первая коллекция пасхальных открыток

Старая пасхальная открытка. Фотография: pinterest.com

Старая пасхальная открытка. Фотография: pinterest.com

Старая пасхальная открытка. Фотография: wikipedia.org

Вскоре мода на поздравительные открытки добралась и до России. Возможность сделать недорогой, но милый подарок родственнику или доброму знакомому, даже если тот проживает на другом конце империи, приглянулась и дворянам, и мещанам, и даже крестьянам.

Первое время открыточного производства в стране не было, поэтому они потоком хлынули из-за границы. Чаще всего на них изображалась католическая и протестантская пасхальная атрибутика - кролики, барашки, цыплята и европейские соборы были чужды русскому человеку. Еще более дикими казались вульгарные пародии европейцев на христосование - обмен поцелуев в Светлое Воскресение: они изображали нарумяненных молодцов с напомаженными волосами, целующих дам в губы. Поскольку популярность открыток в России все возрастала, зарубежные художники начали рисовать открытки и на православную тематику.

В 1894 году Министерство внутренних дел Российской империи разрешило почтовую пересылку открыток частного производства. Первой коллекцией пасхальных открыток отечественного изготовления стала серия с четырьмя весенними акварелями художника Николая Каразина. Коллекцию создали в благотворительных целях после Русско-турецкой войны. Изданием открыток занялась российская Община Красного Креста имени святой Евгении, а руководила процессом принцесса Евгения Ольденбургская.

Позже издательство Общины святой Евгении много раз обращалось к теме Пасхи. Каждая открытка становилась настоящим полиграфическим шедевром, ведь среди иллюстраторов пасхальных открыток были именитые российские художники Иван Билибин , Борис Зворыкин, Илья Репин , Александр Бенуа . Вся выручка, полученная от продажи открыток, направлялась в Фонд помощи бедствующим сестрам милосердия, трудящимся в госпиталях Красного Креста на полях сражений. Каждая открытка выпускалась невероятным для того времени тиражом в 10 тысяч экземпляров, который разлетался моментально после поступления в продажу. За 20 лет работы издательство Общины выпустило 6 тысяч видов открыток.

Открыточная лихорадка в дореволюционной России

Дореволюционная пасхальная открытка. Фотография: charmingrussia.ru

Дореволюционная пасхальная открытка. Фотография: drevodelatel.ru

Дореволюционная пасхальная открытка. Фотография: charmingrussia.ru

Дореволюционная пасхальная открытка. Фотография: charmingrussia.ru

В начале XX века в России появились коммерческие издательства открыток: «Ришар», «Ленц и Рудольф». Отправляли в Россию пасхальные открытки и зарубежные типографии: шведская «Гранберг», французское издательство Лапина, немецкое издательство Дьяковой. Открытки, выпущенные заграничными производителями, были дешевле отечественных, и к тому же красочнее и качественнее, потому что печатались на самом современном полиграфическом оборудовании.

Популярны были изображения играющих и целующихся ангелоподобных детей, куличи, виды пробуждающейся весенней природы, зажженные свечи, пасхальные угощения. Рисовали художники и народные пасхальные традиции: катание яиц, христосование, крестный ход. Но главным украшением пасхальной открытки были писанки, или крашенки, - расписанные затейливыми узорами пасхальные яйца.

Во время Первой мировой войны на пасхальные открытки попали военные и агитационные сюжеты. Их героями стали сестры милосердия, солдаты и члены императорской семьи. Например, на одной открытке великая княжна Татьяна в образе сестры милосердия навещала защитника Отечества и поздравляла с Пасхой. Но самой популярной открыткой того времени стала карточка с

Революция положила конец светлой пасхальной традиции по обмену открытками. Новое правительство объявило их недопустимой пропагандой религии. Но пасхальная открытка продолжила жить в кругах русских эмигрантов. В 50–60-х годах XX века некоторые французские и американские типографии, а также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, США, выпускали пасхальные открытки. На них изображались праздничные блюда и милые бытовые сценки на пасхальную тематику. Это дело было так важно для многих эмигрантов, что порой на издание открыток они тратили последние деньги: пасхальная открытка была своего рода ниточкой, связывавшей их с безвозвратно утраченной родиной.

Только после Великой Отечественной войны пасхальные открытки вновь начали печататься небольшими тиражами, но купить их можно было лишь в церковных лавках. Окончательное возвращение традиции дарить на Пасху пасхальную открытку произошло лишь в конце 80-х годов.